Рав Ицхак Гинзбург
Рош ходеш Адар-бет, Кфар Хабад
30 адара — день Радла в году
Семь раз в 19 лет есть 30 адара. «Ламед адар» - это те же буквы, что и Радла[1]. Нужно подождать еще несколько лет, пока у нас будет еще раз Радла. По идее, нужно было бы отмечать Пурим сегодня, поскольку Пурим это ад дэло яда, аспект Радла, и вот, сегодня это день РАдла — один раз в несколько лет.
Адар — месяц, связанный с Моше и с Мордехаем-иудеем
Месяц адар это месяц, связанный с Моше рабейну, и также с Мордехаем-иудеем. Хазаль говорят, что Мордехай в своем поколении подобен Моше в своем поколении, Мордехай это тот же аспект, что и Моше. Поскольку имя Мордехай начинается с букв мем-рейш, то Хазаль объясняют: «Откуда из Торы можно выучить про Мордехая? Из какого стиха? — Из стиха «и ты возьми себе лучшие благовония…». Первым в списке благовоний идет мар-дрор (мирра), на арамейском это переводится как мейра-дахья («чистая мирра»). Мар — мем-рейш — это Моше рабейну, Мар-дрор это нотарикон[2] «распространение души Моше в каждом поколении». Основное распространение Моше (=гилгуль?) — это Мордехай-иудей. Поэтому «Мордехай в своем поколении подобен Моше в своем поколении». «В каждом поколении», подчеркивается слово «поколение» (дор).
Поколение Моше и народ Мордехая
Поколение Моше-рабейну называется дор-дэа («поколение знания»), поколение пустыни. Поколение Мордехая-иудея называется ам-Мордехай, «народ Мордехая». Все они называются именем Мордехая-иудея. «Поколение знания» — это связано с именем Моше, который есть аспект сфиры даат (знание), общий аспект даат всех душ народа Израиля.
Тем не менее, есть огромное различие между ними. Дор-дэа, поколение знания не были такими уже праведниками. До такой степени, что есть спор среди мудрецов, есть ли у них доля в будущем мире вообще. Ибо они согрешили, испытывали Вс-вышнего десять раз. А «народ Мордехая» стоял с мсирут нефеш[3] в течение целого года. Поколение Мордехая было до такой степени праведным, что исполнилось про них «и многие из народов земли принимают иудейство, ибо пал на них страх перед иудеями».
Но в поколении Моше это иначе, он принял эрев-рав, этот эрев рав не приняли еврейства как положено, и мы видим, что в поколении Мордехая делают большой тикун[4] поколению Моше. Отсюда мы можем выучить, что чем дальше распространяется душа Моше в каждом поколении, тем выше поднимается это поколение. Возможно, что сам Моше несколько опускается из поколения в поколение, от Моше до Мордехая. Но его поколение — и это главное, это цель — оно все более поднимается, оно все более соединяется.. Поколение Мордехая куда крепче связано с Мордехаем, чем поколение Моше с Моше. Хотя Моше «весит» как весь Израиль, тем не менее, они не пошли по пути Моше.
Парцуф в каббале, который называется «поколение пустыни»
Известно в каббале, что есть парцуф, который называется «поколение пустыни», и есть парцуф который называется эрев рав. Перед Зеер Анпин, аспект Исраэль, когда йесод аба раскрывается от груди и ниже, он производит эарот[5]. Есть две линии эарот перед ЗА[6], и еще что-то за ЗА. Первая линия перед Зеер Анпин, есть эара в середине, и есть по диагонали справа и слева. В середине это называется «поколение пустыни», свет йесод аба, и это есть Моше. Справа есть «посох Моше», он называется также «посохом Вс-вышнего». Слева есть «посох Элоким», есть два посоха. Каждый из них это парцуф[7], это целая эара, которая развивается в парцуф. Все это перед ЗА.
Потом есть еще линия, вторая линия перед ЗА. По диагонали есть эрев рав, парцуф эрев рав. Эрев рав это нечто сущностное и отдельное. И также оно возвращается снова и снова, и также Моше рабейну должен снова и снова приходить в гилгуль[8], чтобы исправить эрев рав, которых он принял не по слову Вс-вышнего, но по собственному решению. Подобно тому, как сказано «пошли себе — по своему решению, я не приказываю тебе».
С другой стороны, по диагонали, на второй линии есть парцуф Эйсава. В середине есть парцуф Яакова. Яаков это не Исраэль. Яаков это эара от йесод аба, которая раскрывается от груди и ниже в ЗА. Сам Зеер Анпин называется Исраэль. Таким образом, перед Исраэль есть шесть парцуфим, все они эарот. На каком-то этапе все эти эарот уходят[9]. Кроме Яакова, который остается.
После Зеер Анпин, Исраэль, есть также целый парцуф, который также получает свет от йесод аба, который раскрывается там — это парцуф Рахель. Таким образом, есть Рахель сзади, перед несира[10], перед возвращением к паним-бе-паним[11], есть Исраэль, он находится здесь в середине, перед ним есть два посоха, есть поколение пустыни в середине, потом есть эйрев рав и Эйсав, и Яаков в середине. Это удивительная структура, которую Аризаль подробно объясняет.
«Поколение пустыни» уходит, но «народ Мордехая» продолжает жить
Касательно нашей темы, поколения пустыни, когда Моше уходит, это поколение тоже уходит. Оно не удостаивается войти в Эрец Исраэль, только второе поколение входит в Эрец Исраэль. Но «народ Мордехая» живет и здравствует.
«Каждый, кто читает Мегилу задом наперед, не исполняет своей обязанности». Как Баал Шем Тов объясняет это? — Когда думают, что это история, которая произошла много лет назад, это называется «читать Мегилу задом наперед», и тот кто читает Мегилу задом наперед, не исполняет своей обязанности, поскольку Мегила это нечто вечное, это никогда не прекратится. Как Мордехай живет вечно, так и поколение Мордехая, «народ Мордехая», продолжает жить. «Просит блага народу своему, и обращается со словами мира ко всему потомству своему», этими словами завершается Мегила. Это значит, что то, что завершает Мегилу, это народ Мордехая и потомство мордехая. Он никогда не умирает, это «печать истины» Мегилы.
Корень души Моше — в Радла. Маариц
Мы начали с того, что сегодня это Радла, «пока не перестанет различать». Этот месяц связан как с Моше, 7 адара, так и с Мордехаем-иудеем, 14 и 15 адара, Пурим.
Говорится в писаниях Аризаля, в основном это объясняется в комментарии Маариц… Кто учит немного каббалу? Маариц это наш учитель Яаков Цемах, он основной издатель писаний Аризаля. Мы еще будем говорить о нем, он наш герой сегодня. Маариц — это как Ребе Раяц…
Он пишет, что истинный корень Моше это Радла. Сегодня. Это называется, что он скрывается и похоронен (нитмар, от «тмиру») в атика кадиша. Не просто в атика, но в Радла. Это гар дэатик[12], или дар дэатик[13]. Известно, что когда прийдет Мошиах, он раскроет нам, что пнимиют аба это пнимиют атик. Это уже пишет Хаим Виталь.
Есть несколько маамарим р. Гилеля из Парич, где он объясняет, что Моше рабейну это пнимиют аба, а Мошиах это пнимиют атик. Но с приходом Мошиаха раскроется, что пнимиют аба это и есть пнимиют атик. Это одно и тоже. Здесь говорится, что истинный корень Моше это Радла. Это сегодня. Пнимиют атик.
Если корень Моше это Радла, и корень Мошиаха это точно Радла, то есть ли различие между ними или нет различия между ними?
— Радла включает в себя несколько сфирот. Или это гар-дэатик, что это кетер-хохма-бина в атик. Или же это дар-дэатик, т.е., кетер-хохма-бина-даат в атик. «Три эти, что непостижимы для меня, и четыре, которых я не знаю». «Ло яда», «не знаю» - это Радла, и есть там «четыре, которых я не знаю». «Путь орла в небесах, путь змеи на скале, путь корабля в сердце моря, и путь мужчины к девушке».
Если Моше рабейну находится в Радла, и также Мошиах, несомненно, из Радла, то нужно сказать, что Моше рабейну это хохма, «из воды я вытащила его», его корень это хохма, нужно сказать что это хохма в Радло. А царь Мошиах - это кетер в Радла. Но тогда кто-то должен быть в бина в Радла? И также в даат в Радла кто-то должен быть. Как мы далее объясним, бина в Радла это, по-видимому, Мордехай-иудей, о котором сказано, что Мордехай в своем поколении подобен Моше в своем поколении, а даат в Радла, по-видимому, это наш учитель Баал Шем Тов, как мы далее это обьясним.
Так или иначе, откуда Маариц учит, что корень Моше рабейну в Радла? Он учит это из завершения Торы, где говорится, «и не знал никто места его могилы до сего дня». Сколько раз в Торе говорится «ло яда»? Пурим это «ад дэло яда», нужно дойти до «ло яда». Если нужно дойти до ло яда, нужно посмотреть в Торе, где говорится «ло яда». Нужно дойти туда.
В последний раз, когда говорится ло яда, это тот стих, который мы сказали, в конце Торы, «и не знал никто место его могилы до сего дня». Неизвестно, где похоронен Моше рабейну, высшим кажется, что он внизу, нижним кажется, что он наверху, не знают. Это показывает, что корень Моше рабейну связан с Радла.
Но также как все идет за завершением, так все идет за началом. Сколько раз написано ло яда в Торе? Зэ раз. 12 раз есть в Торе ло яда. Где это в первый раз, все идет за началом? «Не знал, когда она легла и когда она встала». Это ло яда, которое больше всего относится к Пуриму, по пшату, поскольку начало этого стиха говорит «и напоили отца своего вином в ту ночь. И поднялась старшая, и легла со своим отцом, и не знал, когда она легла и когда она встала». И про младшую сказано то же самое. Сказано дважды про Лота. Он был первый, кто исполнил ад дэло яда..
[Это как празим[14], и мукафим[15].. — все смеются, рав тоже].
Разница между празим и мукафим… Про празим, со старшей дочерью, написано «и когда она встала» полностью. Но в Шушан Пурим… мы всегда ищем, когда это произошло, по-видимому, это произошло в Пурим и в Шушан Пурим…. Про младшую сказано «и не знал когда она легла и когда она поднялась» без буквы вав[16].
Два раза «ло яда» Моше
Кроме Лота, есть еще несколько очень уважаемых людей, про которых сказано ло яда. Говорится про Яакова ло яда, про Йегуду. Про Леви. Про Моше сказано «и не знал, что осветилось лицо его». Про Моше написано два раза ло яда. Говорится что он сам не знал. Что говорится про Радла? Рейша дело яда, вело итьяда. Он не знает сам, и не известно другим. Только про Моше сказано так. Не знал, и не было известно. Про то, что Моше рабейну не знал сам, сказано «и Моше не знал, что осветилось лицо его, когда говорил с ним». Но то, что ло итьяда - не было известно, это стих, о котором мы говорили, в завершении Торы, «никто не знал» - никто не знает, где он находится, «и никто не знает место его могилы до сего дня». Отсюда мы учим, что корень Моше рабейну в Радла. Что означает «до сего дня»? Это хидуш[17] Маариц.
Есть хакира[18] относительно рэйша дэло яда вело итьяда. И также относительно «Обязан человек либасумей бепурья ад дэло яда[19]». Или это «до» включающее или исключающее? — В Пурим должно быть «до» включая, буквально. Когда-то был урок на эту тему. «До» включая и «до» не включая.
Что с этим стихом, «И не знал никто его могилы до сего дня»? Говорит Маариц, что именно этот стих, «до сего дня» - это «до и не включая». Ибо «этот день» - это день прихода Мошиаха, так он говорит. И когда прийдет царь Мошиах, это раскроется. Это раскроется вместе со всеми пятью сомнениями, сафек это гиматрия амалек, все пять сомнений в Радла, все раскроется, все будет объяснено, «тишби итарец кушьот веибайот[20]», и все пять сомнений, все будет объяснено. И вместе с этим, это, по сути, то же самое, разрешение сомнений, «нет радости как разрешение сомнений», знаком прихода Мошиаха станет, что откроется нам место, где похоронен Моше рабейну. Ибо место, где похоронен Моше, это Радла. Поэтому «до сего дня» - в каждом поколении, когда говорят «до сего дня», то имеют в виду, что это не известно. Но внутренний смысл, что когда прийдет царь Мошиах, то будут читать этот стих, как «до — и не включая», поскольку «в этот день» уже будут знать.
[1] Рэйша дело яда, вело итьяда. Высшая ступень над-сознания, источник веры каждого еврея, как рав обьясняет во многих уроках. В Пурим есть раскрытие этой ступени, исполняя заповедь «пока не перестанет различать» еврей поднимается до ступени Радла в душе, как далее объясняется на уроке.
[2] «мар-дрор» это первые буквы фразы моше-бехол-дара-ведара, «(распространение души) Моше в каждом поколении»
[3] Самопожертвование
[4] исправление
[5] Излучение энергии
[6] Зеер анпин, «малый лик», одна из основных структур каббалы, объединяющая шесть «эмоциональных» сфирот
[7] Организм. См. урок «Точка, структура, организм»
[8] Реинкарнация
[9] В оригинале употреблено слово «митбатлим», аннулируются.
[10] Рассечение Адама на две структуры — Адам и Хава. Одно из основных понятий каббалы
[11] «Лицом к лицу»
[12] Три первые сфиры в атик (далее обьясняется)
[13] Четыре первые сфиры в атик (см. далее)
[14] Поселения, не имевшие стены (во времена Йеошуа)
[15] Поселения, огороженные стеной
[16] См. Раши на соответствующий стих
[17] Открытие
[18] Исследование
[19] «Обязан.. пока не перестанет различать»
[20] «Пророк Элиягу (Тишби) прийдет и разрешит все сомнения»