Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

221 - Три уровня отношений: — точка-структура-организм (точка-сфира-парцуф)



Глава Хукат — 10 тамуза 5778, дома у рава, Кфар Хабад

Точка-структура-организм

Мы сейчас изучаем «Двести сорок восемь букв[1]», мы находимся сейчас на букве 221. Перед тем, как мы начнем читать, некоторое общее предисловие по поводу обсуждаемых там понятий.

В каббале есть три понятия, точка-сфира-парцуф, которые в известном смысле параллельны понятиям точка-линия-плоскость. Далее используются только понятия точки и парцуф, как описание душевных состояний. Поэтому нам требуется дополнить и объяснить, что  означает состояние сфира или линия в служении.

У точки нет измерений, и в душе это характеризует самую низкую ступень в катнут[2], то, что называется «формально исполнить свою обязанность», как мы далее объясним.

Сфира уже включает в себя десять сфирот, но подобно линии это только одно измерение, и также душевное состояние сфира отражает одномерное отношение к действительности, отношение, в котором отсутствует иткалелут.

Последний, наиболее совершенный вариант, это парцуф, плоскость. Плоскость уже имеет два измерения, и как только у меня есть два измерения, у меня уже есть бесконечное число измерений (по сути, нет разницы в добавлении дополнительных измерений более чем два, как объясняется в математике). В душе это означает состояние гадлут — многомерное отношение к действительности. В каббале объясняется переход от сфира к парцуф как переход от десяти сфирот к цельному человеку, включающему в себя 613 аспектов, 248 органов и 365 жил.

Парцуф в Торе и заповедях

В изучении Торы состояние парцуф выражается в том, что человек посвящает себя изучению Торы, глубоко изучает как открытую, так и сокрытую части Торы. Когда он изучает какую-либо тему в Гемара, он должен понять глубоко каждую деталь, чтобы не осталось ничего, что не понятно, или что он «перепрыгивает» или понимает поверхностно. В точности так же, как когда он пишет формулу в математике, он должен доказать ее целиком, так и в изучении Торы следует проверить каждую деталь и убедиться, что она точна. Если есть слово, которое я еще не понял как нужно — нужно остановиться на нем еще.

В том что касается заповедей, отношение парцуф означает исполнение заповедей со всей тщательностью, а не только формальное исполнение своей обязанности. Например, когда хотят исполнить заповедь четырех видов растений как положено, то некоторые рассматривают лулав с увеличительным стеклом (хотя с точки зрения галахи не ясно, имеет ли это смысл) — он целиком поглощен заповедью, которую он собирается исполнить.

[Правда, есть праведники, которые покупают этрог вообще не глядя на него — они полагаются на продавца, который говорит им, что этот этрог кошерный, «разрешено полагаться на одного свидетеля в запретах», и покупают закрытую коробку. Когда я вхожу со всем своим «парцуфом» в этрог, я могу начать гордиться своим этрогом, а этрог символизирует скромность — этрог это первые буквы слов Ал Тевоэйни Регель Гаава[3], как известно. Иногда духовное служение заключается как раз в том, чтобы быть в аспекте некуда, без всякого итпаштут, без всякого йешут. ]

Заповедь гмилут хесед[4] следует исполнять изначально как парцуф. Для этого, например, Ребе Раяц пишет в «Общих принципах воспитания и наставления», что наставнику следует понимать сущность и положение воспитанника. «Понять сущность» подобно работе хорошего психолога  — понять сущность, душевные качества, воспитанника. Понять его положение — подобно работе социального работника (что также входит в функции хасидского наставника). Следует познакомиться со средой и семьей, в которой живет воспитанник, понять, в чем конкретно можно и нужно помочь ему. Отношение парцуф в помощи ближнему означает оказать настоящую помощь, учитывающую суть и положение того, кому хотят помочь, а не просто дать ему копейку — или даже большую сумму — формально исполнив свою обязанность, ибо, возможно, человек нуждается в помощи совсем другого рода.

«Точка» в делах этого мира

К делам этого мира, напротив, как говорится здесь — следует относиться как к точке, противоположно идее парцуф. Нужно кушать только для того, чтобы «формально исполнить свою обязанность», ибо без этого я умру — как простой еврей Баал Шем Това, который кушает то, что есть, картошка или что придется, чтобы дать жизнь своей душе. Человек не должен быть погружен в дела этого мира.

То же самое в отношении удовольствий, или даже в парнаса. В хасидут обьясняется стих «труд ладоней своих если будешь кушать» — что требуется трудиться лишь ладонями, а не головой. Следует работать только минимально-технически, только для цели заработка, чтобы было на что жить и все. Поэтому, в работе, в которую требуется вложить голову, и само собой, относиться к ней с большим галдут — например, работа на компьютере — есть аспекте бедиавад[5]. Далее, после того, как мы объясним аспект сфира-линия, мы еще будем говорить об этом.

[Вопрос: Когда я готовлю чолнт — не думать, как получится? Не вкладывать в это силы?]

— Как правило, в отношении материальности — нет. Поступай по инструкции, но не вкладывай в это голову. Однако, если ты готовишь это в честь субботы — то следует иметь намерение в часть святой субботы. Тогда это становится заповедью наслаждаться в субботу, и само собой, можно также вложить в это мысль, чтобы это получилось хорошо.

[Вопрос: В материальности нужно иметь «рош катан[6]»?]

— Да, это в точности то, что он объясняет здесь.

«Сфира» — служение Вс-вышнему в делах этого мира.

В «248 букв» здесь упоминаются только два аспекта — точка и парцуф. Мы хотим сказать, что должна быть промежуточная ступень между ними. Между точкой, когда все сжато, как ребенок в материнском чреве, к парцуфу, которые заключает в себе все сфирот с полным иткалелут, есть промежуточная ступень — сфира. В сфире есть первичный иткалелут десяти частных сфирот, но не полностью, не так широко и развито, как в парцуф.

У Рамбама есть глава о том, как следить за своим здоровьем — здоровое питание и т.д. Можно быть в этом «точкой», как простой еврей у Баал Шем Това — есть то, что есть, картошку, не задумываясь о том, здоровая ли это пища или нет. Однако, Рамбам пишет, что, поскольку требуется здоровое тело для того, чтобы служить Вс-вышнему, то следует соблюдать правила медицины. Ясно, что требуется делать это во имя Небес, как говорит Рамбам в галахе, заключающей предыдущую главу, «И на это заповедали мудрецы и сказали, ‘И да будут все дела твои во имя небес’. И это то, что сказал Шломо по великой мудрости своей, ‘Во всех путях твоих познай Его, и он направит пути твои’». Тот, кто думает и соблюдает медицинские правила Рамбама, не находится ни в точке, ни в парцуфе — он находится в сфире-линии. Во всех путях твоих — это состояние пути, промежуточное состояние между точкой и парцуфом-плоскостью.

Можно еще более детализировать промежуточное состояние между точкой и парцуфом, разделив его на две ступени. Базовая ступень — «да будут все дела во имя небес», и как Рамбам объясняет это, заниматься материальностью только для того, чтобы у меня были силы заниматься духовностью. Но действие по принципу «во всех делах твоих познай Его» — когда само действие уже имеет отношение к Б-жественности, раскрывает Б-жественность, а не только подготовка — это более высокая ступень в промежуточной ступени — сфира.

В 1988 году Ребе объявил мивца[7] — «во всех путях твоих познай Его». По какой-то причине ее не включают в число десяти мивцоим, возможно, потому что это подготовка и часть «мивца мошиах[8]», которая началась короткое время спустя.

Итоговая структура

Таким образом, у нас есть три ступени, которые составляют четыре при более детальном рассмотрении.

Точка — минимальное занятие делами этого мира.

Первая ступень в линии-сфире — «Все дела твои да будут во имя небес», большая вовлеченность в дела этого мира, но с ясной целью во имя небес.

Вторая ступень в линии-сфире — «во всех путях твоих познай Его» — раскрытие Б-жественности уже когда ты занимаешься материальностью.

Плоскость-парцуф — исполнение заповедей Торы, включая общие заповеди, обязанности сердец (в том числе итбоненут, «И познай сегодня и сообщи своему сердцу», о которой далее говорится здесь), и включая заповедь изучения Торы, которая «напротив всех остальных заповедей» — не только ради того, чтобы выполнить формально свою обязанность, но выполнить по максимуму, задумываясь о частной внутренней каване каждой заповеди, когда эта кавана окружена общей каваной всех заповедей Торы, исполнить волю Вс-вышнего с максимальной тщательностью и радостью.

Основа парцуф — итбоненут пратит

Давайте читать что здесь говорится:

Р. Моше Мени сказал, что в Б-жественных делах требуется быть в аспекте парцуф, но в делах этого мира требуется быть только в аспекте точки. Это означает: в вопросе итбоненут[9] и постижения Б-жественности  требуется знать также все детали в точности (есть другая версия, там говорится: нужно знать очень хорошо все мельчайшие детали, и в длину и в ширину), (в аспекте полного парцуф)

Он приводит пример: в итбоненут пратит есть отношение ко всему парцуфу субъекта итбоненут. В этом издании не объясняется как нужно — говорится, что итбоненут в аспекте парцуф означает весь парцуф изучаемого вопроса, но здесь понятие парцуф относится в основном к человеку, который занимается итбоненут, то есть, я подхожу со всем своим парцуфом к вопросу (но одно связано с другим — тогда само собой я буду задумываться обо всех аспектах изучаемого вопроса).

Итбоненут пратит[10] — в противоположность итбоненут клалит — это основное открытие хасидут Хабад, ради которого Алтер Ребе отдавал свою жизнь[11]. Мы любим цитировать маамар, в котором Алтер Ребе резко выступает против итбоненут клалит (как это принято в остальных направлениях хасидут), и говорит, что это приводит к димьонот шав[12], и неисправленным мидот[13].

В остальных направлениях хасидизма, итбоненут, например, что Вс-вышний творит мир в каждый момент из полного и абсолютного ничто — происходит «в общем»[14]. Итбоненут «в общем», без того, чтобы понять, что из этого следует, без того, чтобы понять глубоко его смысл, порождает, возможно, большое воодушевление, но оно будет полно ложных ассоциаций, а не настоящих любви и трепета перед Вс-вышним.

Дабы не впасть в заблуждение (если он пойдет по пути итбоненут клалит, как выше), и только по этому пути, «познай Б-га отца твоего» как должно, он прийдет к «служи Ему цельным сердцем» [«Познай Б-га отца твоего» означает итбоненут пратит, в аспекте парцуф, и именно это дает ему возможность прийти к истинному служению Вс-вышнему, «И служи ему цельным сердцем»]

Но делами этого мира следует заниматься лишь в общем и внешне, мимоходом (поскольку мы все же облачены в дела этого мира), но не следует докапываться до деталей каждой вещи, но достаточно «как бросающий кость своему врагу, не оборачиваясь, против своей воли», как долг, который требуется заплатить, но не более (в аспекте точки).



[1] Сборник хасидских «вортов», собранных учениками известного хабадского машпиа, р. Шмуэль Гронем Эстермана. Рав учил эту книгу по субботам после минхи или на уроках дома у рава в течение около 2-х лет. Урок восстановлен по памяти слушателями

[2] Младенчество. Духовное состояние полной зависимости

[3] «Да не пройдет по мне нога гордеца».

[4] Беспроцентная ссуда. Здесь употребляется в широком смысле, как заповедь помощи ближнему.

[5] Изначально не следует так поступать, но если он так сделал — это не нарушение заповеди

[6] Ивр. сленг, букв. «маленькая голова»

[7] Кампания. Букв. (военная) «операция». Слово, заимствованное Ребе из армейского лексикона, десять специальных «операций» для того, чтобы приблизить к еврейству тех, кто отдалились от своих корней. Среди них: мивца тфилин, мивца мезуза и т.д.

[8] «Кампания по приводу Мошиаха»

[9] Медитация. Углубленное постижение аспектов Б-жественности

[10] Способ медитации, когда обращают внимание на «детали реализации», стремясь достигнуть максимальной детализации изучаемого вопроса

[11] См. начало «Контрос итпаалут» Мителер Ребе

[12] Ложные ассоциации

[13] Моральные качества

[14] Это очень хороший пример, чтобы понять, в чем проблема «общего итбоненут». Погружаясь в мысль о том, что весь мир творится из полного и абсолютного ничто