Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эмуна и битахон, урок 18



Мы продолжаем 19 кислев. В этот раз наш урок будет построен необычным образом: вместо того, чтобы учить по книге, мы продолжим то, что мы начали на этой неделе на уроках, посвященных 19 кислев. До сих пор было три урока на эту тему. Все они были посвящены одной теме: Эрец Исраэль в учении отцов хасидизма. Отцы хасидизма это Баал Шем Тов и Магид и Алтер Ребе. Само собой, это включает в себя весь хасидут последующих поколений.

Поскольку наша постоянная тема это эмуна и битахон, то мы свяжем это с эмуна и битахон. Ясно, что эмуна и битахон — это основа основ Земли Израиля.

Связь веры и Земли Израиля

Один из самых важных стихов в Танахе, связывающих эмуна и битахон и также Землю Израиля, находится в начале 37 главы в Теилим: «надейся на Б-га и твори добро…». Отсюда мы учим, что битахон должен приводить к действию, битахон это сила в душе проявлять инициативу, действовать, творить добро. И так говорит этот стих: «надейся на Вс-вышнего и твори добро…», и далее, продолжение, вторая часть этого стиха гласит: «живи на земле и паси веру». «Живи на земле» — означает Земля Израиля, и здесь — «паси веру». И Моше рабейну, и также царь Мошиах называются райа мееймана[1], поскольку они «пасут» и растят веру в душах народа Израиля, посредством того, что они «кормят», питают веру посредством итбоненут Элокит[2], и они также превращают эмуна в даат, познать Б-га.

Преодоление испытаний превращает веру в знание

Этот переход от эмуна к даат, связан также с аводат анисьонот[3] евреев, живущих здесь, в Земле Израиля. Испытания есть, как понятно, всюду в мире. Алтер Ребе, освобождение которого мы отмечали в 19 кислев, пишет в книге Тания, что мы находимся в этом мире для того, чтобы пережить испытания. Вс-вышний сотворил нас, послал нас сюда только для этого.

И есть испытания стран изгнания, времени изгнания. И есть испытания Земли Израиля. Это, по идее, испытания времени избавления. Что это может быть? Здесь, в Эрец, должно быть хорошо, как в материальности, так и в духовности. «Каждый под своим виноградником и под своей смоковницей». Ради этого мы получили эту землю, захватили эту землю, унаследовали эту землю, чтобы каждый получил наследие в земле, и чтобы было благо, как в материальности, так и в духовности…

Сегодня много говорят о «качестве жизни». По простому смыслу, в Торе говорится, «если по моим законам идти будете, и я дам дожди в их время». Здесь, в Эрец Исраэль, все должно быть хорошо, именно здесь, когда исполняют волю Вс-вышнего, все должно быть в явном и раскрытом благе.

И что же, вместе с этим могут быть также испытания? Зачем Вс-вышний хочет, чтобы мы проходили через испытания? — Для того, чтобы вырастить нашу веру. Укрепить, питать нашу веру, чтобы наша вера стала настолько ощутимой, как будто бы мы видели воочию.

Вместо רעה с айин, что означает «кормить», «питать», чтобы это превратилость в ראה с алеф, как в «рээй анохи нотен лифнейхем», «смотри, я даю перед тобой сегодня», видеть воочию, во что мы верим. Верить во Вс-вышнего, в ашгаха пратит[4], в царство дома Давида… Баал Шем Тов говорит, что верить в (восстановление) царства дома Давида — это само означает веру в ашгаха пратит.

И для того, чтобы превратить эмуна в даат, что это есть цель творения мира, и то, ради чего Вс-вышний поместил нас сюда, чтобы познали Его. Познать Его, это означает сделать Ему «жилище в нижних мирах». Но для этого необходимо, чтобы человек прошел через испытание.

Что означает испытание? Что он должен вдруг раскрыть в своей душе сокрытые силы, которые не были раскрыты ранее. Раскрыть из своего бес-сознательного силы, необходимые для того, чтобы выстоять в трудной ситуации, силы, о которых он не ведал в себе. Это называется нес леитносес[5], нисайон означает леитносес, леитромем (возвыситься).

Что такое чудо? Это нечто сверхъестественное. Человек должен раскрыть то, что сокрыто внутри него. Внутри каждого из нас есть сверхъестественные силы. Есть моя природа, то, что я знаю в себе, то, как я живу, моя обыденная жизнь. Но есть во мне сверхъестественные силы. Это означает, что есть внутри меня нес. Вс-вышний дал нам эту землю, землю Израиля, именно для того, чтобы каждый из нас достиг своего нес, нес леитносес, и это происходит посредством испытания.

Испытания Земли Израиля — испытание богатством

В чем состоял наш вопрос? Если здесь хорошо, то в чем же состоит испытание? Если человеку плохо, трудно, само собой, он должен укрепиться, постараться не пасть духом, держать свою мораль высоко — мы будем говорить об этом далее более подробно. Но когда все у него хорошо, то в чем же состоит испытание?

Есть стих в Мишлей[6], который говорит так: «рейш веошер ло титен ли[7]». В продолжение этого стиха говорится «атрифейни лехем хуки[8]». Мы просим у Вс-вышнего: «не давай мне испытания нищетой, но также не испытывай меня богатством».

Хазаль[9] спрашивают, какое испытание труднее, испытание нищетой или испытание богатством? Быть нищим? Это трудно, быть нищим. Но есть также испытание быть богатым, материально. По- видимому, это относится также к (богатству) в духовности.  Также в духовности есть нищета и богатство, как сказано: «нищий — это только в сознании, и богатый — это только в сознании». Речь здесь не идет о знании Б-га, но в общем, «добавляющий знание добавляет боли».

Есть испытание нищетой. И есть испытание богатством. И сказано, что испытание богатством труднее. Что означает «испытание богатством»? — Это когда все хорошо. Это называется испытанием Земли Израиля. У нас есть своя страна, и все вроде бы, в порядке.

Нужно это понять более глубоко. Где мы видим, что когда у человека все благополучно, то это может повредить человеку в духовности? Это известный стих, «вайишман Йешурун вайват… шаманта авита касита..[10]» Есть еще один стих: «и возвысится сердце твое и забудешь ты Вс-вышнего, Б-га твоего». Все у тебя благополучно, ты чувствуешь ал акейфак[11], и тогда он забывает Б-га. Первое, о чем он забывает, это то, что «Он дает тебе силы преуспевать». И действительно, так сказано, что это есть память Земли Израиля, поскольку это также испытание Земли Израиля.

Память Земли Израиля

Что означает «память Земли Израиля»? — В конце молитвы есть шеш зхирот[12]. Но известно, что в некоторых источниках говорится, что есть десять зхирот. И одно из них: «и ты будешь помнить Вс-вышнего Б-га твоего, ибо Он дает тебе силы преуспевать», и эту зхира называют «память Эрец Исраэль». Ибо именно в Эрец нужно помнить об этом, что сила, что успех, который у нас есть здесь, это приходит от  Б-га.  Это, в общем, когда тебе хорошо.

Тем не менее, возможно, что есть богатые евреи в странах изгнания. И также есть бедный еврей в странах изгнания. Когда рабби Менахем Мендел из Витебска, приехал сюда, в Землю Израиля с сотнями хасидов, сначала они были в Цфате, потом в Тверии, им было очень и очень трудно. Это был настоящий пикуах нефеш[13] бедности. Просто умирали от голода. Это не подходит для Эрец Исраэль, как мы только что сказали. Это в точности противоположно, но это значит, что также в Эрец может быть нищета.

Иткалелут испытаний Земли Израиля и стран изгнания

Что же следует делать? Следует делать то, что называется иткалелут[14]Иткалелут означает, что есть четыре возможности.

Тот, кто нищий здесь, в Эрец — небех[15], никто не должен быть нищим — это испытание хуц-лаарец[16]в Эрец. Тот, кто богат в хуц-лаарец, это, как бы, испытание Эрец Исраэль вне земли Израиля. Как всегда, когда есть две противоположности, есть иткалелут. Иткалелут означает, что есть хул[17] шебехул[18], Эрец Исраэль в хул[19], хул в Эрец Исраэль[20], и Эрец Исраэль в Эрец Исраэль. Так или иначе, настоящая Эрец Исраэль — это испытание богатством. Поэтому мы просим (в вышеупомянутом стихе), «…богатства не давай мне», ибо испытание богатством очень тяжело, оно куда тяжелее, чем испытание бедностью.

Тора Земли Израиля. «Рейш» — нищета. «Мерейшит а-шана»

Самое интересное в этом стихе, это та характеристика, которая дается нищете. Нищета называется рейш.  Рейш-алеф-шин. Какой корень этого слова? «Раш», нищий. Раш — это то же самое, что и даль, нищий. Даль, раш, ани — синонимы. Так или иначе, здесь употребляется слово рейш.

Где мы находим это слово, рейш? Мы находим его в первом слове Торы, Берейшит («в начале»). Это его корень, рейш. Обычно мы объясняем берейшит в смысле рош («голова»), не в смысле нищеты. Есть ли еще стих, в котором есть слово рейш и пшат которого — что это как рош (голова), но при этом он интерпретируется как раш (нищета), поскольку там говорится рейш без буквы алеф? 

Есть. Возможно, это самый важный стих во всей Торе Земли Израиля.  Сказано: «Земля, которую Вс-вышний Б-г твой, ищет (или «требует») ее» — этот стих находится в конце главы Экев перед второй частью Шма. Сказано: «земля, которую Вс-вышний, Б-г твой, ищет ее, постоянно глаза Вс-вышнего, Б-га твоего, на ней, от начала года и до конца года». Там сказано «от начала года». Всюду, где говорится рейш в смысле рош, начала, это всегда пишется с буквой алеф. Здесь — это единственный раз, когда написано рош без алеф. Сказано мерейшит — мем-рейш-шин-йуд-тав. Понятно, что то, что здесь не хватает алеф. Это имеет отношение ко всякого рода явлениям в этом стихе, как например гиматрия целого стиха, возможно, мы сделаем это в дальнейшем.

Но, прежде всего, есть пшат. Почему Вс-вышний убрал алеф из рош здесь? Из Рош аШана? Хазаль объясняют, это очень известный друш[21], что «каждый год, который беден в начале, обогащается в конце». Слово рош, таким образом, трактуется так, как будто бы было сказано раш. По идее, это что-то хорошее. Если мы хотим, чтобы в конце вышло что-то хорошее, нужно, чтобы в начале был раш, нищий. Подобно шофару, в который трубят в Рош аШана. Кстати, 19 кислев тоже называется Рош аШана, «Новый год», Новый год хасидизма. По-видимому, все каванот, и все идеи хасидизма — все это заключено в йуд тет кислев.

Шофар: «Из теснин взывал я»

Про шофар сказано: «из теснин взывал я к Вс-вышнему, ответил мне на просторе Вс-вышний».  Есть узкая сторона шофара, и есть вторая сторона, широкая. Трубят именно с узкой стороны, и тогда слышен звук шофара, и, когда он выходит из широкой стороны, он расширяется. Но невозможно трубить с широкой стороны. Нужно трубить с узкой стороны, из мейцар к мерхав.

Это знак для всего года, год начинается с мейцар, из теснин. Литкоа[22] означает твердость и упорство в служении Вс-вышнему, принятие Ига небес, токеа также означает крепкую связь, я «токеа», «втыкаю» себя в волю Вс-вышнему, рахамана амар тека[23], т.е., я должен «воткнуть» себя в волю Вс-вышнего.

И если я «втыкаю» себя из состояния цаар (горечи), то потом это очень расширится. Есть выражение в хасидизме, что это достигает мерхав а-ацми[24]. Но это только тогда, когда я трублю из узкой стороны. Это знак на весь год.

В Тании Алтер Ребе приводит это в Игерет аКодеш, что это также признак света, который раскрывается в начале года. В канун Рош аШана свет предыдущего года поднимается наверх, до момента трубления в шофар. Образуется, как бы, вакуум. И, когда я трублю в шофар, с его узкой стороны, вдруг раскрывается новый свет нового года. То же самое относится также к йуд тет кислев.

И этот свет расширяется все больше и больше до конца года. Но изначальное действие подобно  трублению в шофар. Из узкой стороны к широкой. От нищеты к богатству.

Ахарит означает награда

Слово ахарит в Танахе зачастую означает «добрая награда». Когда говорится, что у тебя будет ахарит, это означает, что у тебя все будет хорошо. В конце все будет хорошо. Сказано, что у праведников, в начале есть испытания, но в конце есть покой. У всех праведников это так. Начинается тяжело, но завершается хорошо. Подобно шофару, подобно новому году, подобно новому свету, который начинает светить.

Так Хазаль объясняют стих, связанный с Землей Израиля. Эта идея — «От начала года до конца года», начать с «нищего», и тогда достигают «ахарит» — очень связана с Землей Израиля. Ахарит — это награда, это широкий конец шофара, когда все превращается в явное и раскрытое благо.

Глава Вайешев — испытания Йосефа

Алтер Ребе говорит, что «нужно жить в ногу с недельной главой». Наша глава — глава Вайешев, и так всегда получается, что йуд тет кислев, выпадает на главу Вайешев. Праздник освобождения Алтер Ребе связан с главой Вайешев. Что есть особенного в этой главе? Как это связано с тем, о чем мы сейчас говорили?

Десять испытаний Авраама — испытания взрослого человека

Известно, что наш праотец Авраам, первый еврей, мы его дети, как он удостоился вообще стать евреем? — Тем, что он выстоял в десяти испытаниях. В заслугу того, что он выстоял в десяти испытаниях, он взял свою веру и сделал из нее даат, знание, это называется акара[25], он настолько установил это внутри своей сущности, сегодня мы говорим, в своих генах, посредством испытаний, что его вера стало сущностной частью также его тела до такой степени, что он передает это по наследству из поколения в поколение. Мы «верующие дети верующих» в его заслугу, в заслугу его десяти испытаний.

Сказано: «кто мудр — кто выдержал испытание». Нужно быть мудрыми, здесь, в Эрец Исраэль требуется быть мудрыми. Сказано, что «воздух земли Израиля умудряет». Но для того, чтобы это умудрило нас, требуется также выстоять в испытании, ибо сказано «нет мудрее того, кто выдержал испытание».

Первый, кто пришел сюда, Вс-вышний послал его сюда, сказал ему «иди себе», это наш праотец Авраам. Само лех леха — это, говорится в книгах, также испытание.  Это одно из его испытаний. Есть испытание, о котором не говорится в Письменной Торе, когда он разбил идолов своего отца, и его бросили в огненную печь, в Ур Касдим, и он вышел оттуда живым. Есть на эту тему спор между комментаторами, следует ли считать это испытание одним из десяти, поскольку о нем не упоминается явным образом в Торе. Первое испытание, которое явно упоминается в Торе, это само «лех леха». По простому смыслу Торы это произошло, когда ему было 75 лет. Другими словами, все его испытания, это когда он уже взрослый (или даже старый) человек.

Йосеф — испытания семнадцатилетнего подростка

Но есть кто-то, о ком можно сказать, что в определенной степени он еще больше «баал анисайон», баал анисйонот, даже больше, чем наш праотец Авраам. Кто это может быть? — Тот, о ком мы читаем в нашей недельной главе (Вайешев).

Какая основная тема главы Вайешев? До Вайишлах основная тема была наш праотец Яаков. Весь хумаш Берейшит — это праотцы. Есть, по порядку, Авраам, Ицхак, Яаков.

Что происходит в главе Вайешев? — Первый стих все еще говорит про Яакова, «И жил Яаков в земле проживания своего отца, в земле Ханаанской». Но следующий же стих сразу говорит: «Вот порождения Яакова, Йосеф был семнадцатилетним…» и он начинает рассказывать все, что происходило с Йосефом. Вся глава, на кого направлен «прожектор» в нашей главе — это Йосеф. И так это до конца хумаша Берейшит. Переход от Яакова к Йосефу происходит в стихе «вот родословие Яакова — Йосеф».

Мы начинаем сейчас говорить и описывать все, что произошло с праведным Йосефом. Сколько лет ему было? Не семьдесят и не семьдесят пять. Испытания Йосефа, в известном смысле, еще более тяжелые, чем у Авраама, все его испытания происходят в возрасте 17 лет. Подростковый возраст…

Это нечто совсем иное. Есть кто-то, кто подвергается испытанию в возрасте семидесяти пяти лет и старше. Самое тяжелое испытание Авраама было в возрасте 137 лет, я желаю всем нам достичь этого возраста в радостном расположении духа, возраст акеда[26]. Ицхаку, правда, было тридцать семь лет.  Это еще куда ни шло. Но Аврааму, именем которого названо это испытание, его последнее испытание, было 137 лет, и он его выдержал. Мы едим его ахарит, награду за это испытание, по сей день.

Но Йосеф — это совсем другая история. Йосеф — подросток. И он проходит через тяжелейшие испытания в возрасте 17 лет. Все его испытания — это все здесь, в главе Вайешев.

Вайешев — девятая по счету глава Торы, сфират йесод

Какая по счету это глава в Торе, если считать от Берейшис? Это 9-я глава. Говорится, что 9 — это девятая сфира, брит. Основное его испытание — в продолжении главы, в чтении шестого дня недели. Завтра мы будем это читать, это испытание с женой Потифара, которая пытается совратить его. Все это в возрасте 17 лет. «И он подросток…».

Первое испытание Йосефа — исполнить шлихут отца

Каково было его первое испытание? Он знает, что братья его ненавидят из-за его снов. Мы сказали, что Йосеф называется баал ахаломот (букв. «хозяин снов», «сновидец»). Он видит сны сам, и объясняет сны других. Поэтому он называется баал ахаломот. Нет никого больше, кого можно было бы называть баал ахаломот. Однако, в той же степени можно назвать его баал анисьонот. Испытания подростка.  Есть связь между словами сон (халом) и испытание (нисайон). По-видимому, для того, чтобы выдержать испытание, испытания Йосефа — нужно быть баал ахаломот, быть сновидцем, мечтателем. Это сила мечты. Сила мечты (сна) это сила месяца кислев, месяца снов, как мы знаем. Про Авраама мы читали не в кислев, а в хешван, сейчас мы завершаем месяц кислев, и свет прожекторов сейчас, как мы сказали, на Йосефе.

«Порождения Яакова» — силой Йосефа

На стих «вот порождения Яакова — Йосеф» объясняется в хасидут, что все порождения Яакова произошли силой Йосефа. Т.е., то, что Яаков породил всех своих детей, все 12 колен и Дина, дочь его, всех своих детей он породил силой Йосефа. Силой «канала» Йосефа. Йосеф это сила деторождения. И даже еще перед тем, как он родился, его отец уже родил остальных своих детей, все первые колена родились до его рождения, но его корень наверху, на небесах уже существовал.

«Порождения небес и земли» — силой Авраама

Нечто подобное говорится про Авраама: «Вот порождения небес и земли в день, когда они были сотворены», когда Вс-вышний сотворил мир, сказано беибарам, и толкуется как беАвраам, Авраама еще не было в мире, но Вс-вышний сотворил этот мир с помощью корня души Авраама.

Корень души Авраама это качество хесед, как сказано: «мир будет построен с помощью хесед». Мир создан с помощью качества хесед. Это означает, что Вс-вышний создал этот мир с помощью Авраама, праотца нашего, еще перед тем, как он пришел в мир. Души вечны, они выше времени.  То же самое здесь. Яаков породил всех своих детей силой Йосефа, который был 11-м по счету по порядку рождения.

Испытания Авраама — силой Йосефа. Йосеф — сила выстоять в испытании

Если мы вернемся к Аврааму, который, по идее баал анисйонот, которого Вс-вышний испытывал десятью испытаниями, то можно сказать в точности то же самое, что мы говорим про «Вот порождения Яакова Йосеф». Все, что удостоился Авраам, то, что у него была сила, душевная сила, выдержать все его испытания, включая также акейда, все это было силой души Йосефа.

Это значит, что Йосеф был также и у Авраама. Йосеф, правнук Авраама, дал силу Аврааму выдержать испытание.  Нечто подобное говорится о связи между Яаковом и Авраамом. Сказано, «Яаков, искупивший Авраама». Это означает, что Вс-вышний спас Авраама из огненной печи, поскольку он помнил, что выйдет из него Яаков. Это чуть-чуть другое, но это стих, «Яаков, искупивший Авраама».

Каким образом? Говорится, что Вс-вышний видел Яакова, и все колена, которые он породит, и в заслугу этого он спас Авраама чудесным образом из огненной печи. Так или иначе, мы видим, что будущие поколения воздействуют на предшествующие поколения. Возможно, все что происходит с тобой, это, может быть, в заслугу твоих будущих внуков… то, что они будут делать. Нужно приготовиться к большому количеству детей и внуков, чтобы у них было много заслуг, дать им самое лучшее воспитание, чтобы мы удостоились в их заслугу…

Так или иначе, подобно тому, как Яаков породил всех своих детей через «канал» Йосефа, подобно этому Авраам выстоял во всех своих испытаниях также силой Йосефа. Ибо Йосеф это сила выстоять в испытании. Это связано также с Машиах бен йосеф.

Мошиах бен Йосеф — сила выстоять в испытании — битахон

Что означает сила выстоять в испытании? — это битахон. Сейчас мы подошли к нашей теме. Если Йосеф, Мошиах бен Йосеф это способность выстоять в испытании, и это, по сути, посредством силы битахон в душе, то что же тогда означает эмуна? Эмуна, по-видимому, связана с Мошиах бен Давид.

Мошиах бен Давид — сила сделать тшуву — эмуна

Мошиах бен Давид, по идее, это еще выше, чем Мошиах бен Йосеф? Что с ним? Он выдержал испытание, Давид-а-мелех, или нет? — В точности наоборот. Он не выдержал испытания. Он просил Вс-вышнего испытать его, «бханени венасени», он просил у Вс-вышнего послать ему испытание, он хотел быть как Авраам, Ицхак и Яаков, и Йосеф. Вс-вышний сказал ему: «хорошо, ты просишь испытания — я дам тебе испытание с Бат Шевой». Он не выдержал испытания.

Йосеф выстоял в испытании с женой Потифара. Давид-а-мелех не выстоял в испытании. Но что? Он сделал тшуву. Он тоже испытал много горя из за того, что произошло.  Но он сделал тшуву, и сказано, что «он не должен был согрешить, но только для того, чтобы указать путь индивидуальной тшувы». От него мы учим, что из любого положения можно сделать тшуву. Его тшува не пришла из битахон, она пришла из эмуна.

Таким образом, у нас есть еще одно важное правило относительно эмуна и битахон, нашей общей темы. Что это, в сущности, соотношение между Йосефом и Давидом, между Мошиах бен Йосеф и Мошиах бен Давид.

Битахон это Йосеф. Как мы знаем, что битахон это Йосеф? Это стих, о котором мы говорили, «Счастлив человек, положивший на Вс-вышнего надежду свою и не обратился к надменным и склоняющим ко лжи[27]», и объясняется, что этот стих говорит о праведным Йосефе. Йосеф называется «мужем, положившим на Вс-вышнего надежду свою».   

Но также в этом он не исполнил на все 100%. В конце нашей недельной главы он просит у виночерпия напомнить о себе фараону. За это он должен был просидеть в тюрьме еще два года. Тем не менее, он назван, его служение, его тикун, это «муж, положивший упование свое на Вс-вышнего».

От Йосефа требуется сверх-природный битахон. Мы сказали, что слово нисайон происходит от «возвысить знамя». От Йосефа требуется совершенно сверхестественный битахон, больще, чем от праотцов. От праотцов, от Яакова, не требуется такой степени битахон, как это требуется от Йосефа. Отсюда ясно, что это связано с сущностью его души. И это само говорит о том, что у него есть сила выдержать испытание. Его душа, душа Йосефа — это сила, которая есть у всех нас выстоять в испытании.

И что же тогда означает «Давид» внутри нас? Это значит, что если, не дай Б-г, мы падаем, и даже праведник падает, «семь раз упадет праведник и поднимется», можно подняться, можно сделать тшуву.  Там, где стоят баалей тшува, совершенные праведники не могут стоять там. В конце концов, баал тшува будет Мошиах бен Давид, это еще выше, чем мошиах бен Йосеф.

Так или иначе, это одна из самых важных основ, чтобы понять, что такое эмуна и что такое битахон.

Давайте вернемся к нашей главе (Вайешев).

Испытания Йосефа — одно за другим

Еще до жены Потифара у него были испытания. С самого начала главы. «Вот порождения Яакова Йосеф семнадцатилетний и он подросток». В чем состоит его первое испытание? У него идут испытания одно за другим. Не как у Авраама. Как автоматная очередь. Еще испытание, еще испытание… Одно за другим.

Первое испытание: Йосеф знает, что братья его ненавидят за его сны. Если они ненавидят его — это может быть несколько опасно, или даже очень опасно. Как и произошло на самом деле, когда он пошел один, в далекое место, к братьям, которые его ненавидят.

И вот, мы видим, что сказано, что Яаков, его отец, посылает его, сказано «из долины Хеврон», из глубины мысли союза между рассеченными тушами, союза, заключенного с Авраамом, место упокоения которого в Хевроне, в пещере Махпейла, это называется «эмек Хеврон», «долина Хеврона[28]», он посылает его, он говорит ему, «иди, посмотри как дела у братьев, как дела с овцами». Посылает Йосефа к братьям, отчитаться ему, как обстоят дела с овцами, как дела у братьев. Совершенно ясно, что этот шлихут это смертельная опасность.

Почему Яаков посылает своего любимого сына к братьям, несмотря на очевидную опасность?

Прежде всего, есть принципиальный вопрос к самому Яакову: как он делает такое? Он не знает? Он не просчитывает ситуацию? Он настолько, не дай Б-г, глуп, чтобы взять своего любимого сына, как говорит дальше Писание: «И Яаков любил Йосефа больше всех своих сыновей, ибо сын старости он ему». Своего любимого сына, сына старости, он посылает на растерзание львам? Что здесь происходит? Это вопрос к Яакову.

Но Йосеф точно знает, что это опасно. И дальше ангел говорит ему, что они оставили свои братские чувства. И он еще больше знает, что он идет сейчас в логово львов, что это опасно. И что же он делает? Как бы битмимут, он «хороший мальчик», отец посылает его в опасное место, на опасный шлихут, он поднимается и идет. Это первое испытание, которое он выдерживает. Испытание посланника отца, пойти на шлихут, пойти исполнить опасную миссию.

Ребе и хасид — отец и сын

Мы говорили об этом на первом уроке[29], который был в воскресенье вечером. И мы объяснили тогда, что есть праведники, которые посылают своих хасидов на шлихут. также Ребе посылает своих хасидов на шлихут, не простой шлихут, а шлихут, который может быть опасен. Когда Ребе посылает своего хасида на опасный шлихут, это только потому, что отношение Ребе и хасида, это не только Ребе и хасид, это по-настоящему отец и сын.

Пример, который мы привели, это пророк Элиша, основной ученик пророка Элиягу. Когда Элиягу поднимается в огненной буре на небеса, он просит у него: «вдвойне дух твой во мне». И Элиягу отвечает ему: «если ты увидишь меня, как я ухожу от тебя, да, а если нет — нет». И тогда, когда он видит его, как он поднимается в огненной буре на небеса, он кричит ему: «Отец, отец, колесница Израиля и всадники его[30]». Это то, что кричит Элиша, когда он видит как его Ребе поднимается на небеса. «Отец, отец, колесница Израиля и всадники его».

Отсюда Хазаль учат, что настоящий Ребе — это отец. Сказано в Торе: «учи им детей своих», но мудрецы интерпретируют этот стих, как «дети — это ученики». Это значит, что каждый ученик должен быть как сын, и даже больше, чем биологический сын. И Ребе должен быть еще больше, чем биологический отец.

Родители, сознательно или бессознательно, подвергают своих детей испытанию

Что есть особенного в родителях? Отец, и также мать, как мы говорили, наша праматерь Ривка, сознательно или бессознательно, постоянно ставят своих детей перед испытаниями. Сегодня, когда изучают психологию, хотят заниматься терапией с людьми, принято считать, что все проблемы людей во всем мире, это от их разочарования от своих родителей. «Что он сделал со мной», «что мой отец сделал со мной», «что моя мать сделала со мной», разного рода претензии и жалобы на родителей…

Самая великая заповедь в Торе — «почитай отца твоего и мать твою». Что на самом деле мне сделали отец или мать? — Прежде всего, они привели меня в этот мир. То, что они привели меня в этот мир, это уже само означает послать меня в трудное место, испытания. Весь этот мир это только испытания. И тогда, зачем они это сделали, зачем они родили меня вообще? В махзоре[31] говорится, что лучше не быть созданным, чем быть созданным.

С одной стороны, первая заповедь в Торе это «плодитесь и размножайтесь». С другой стороны, «плодитесь и размножайтесь» означает привести ребенка в этот мир, это привести его в трудности и тяжести, из Ган Эйден, из самого большого наслаждения, который только может быть, привести его в самое тяжелое место, какое только возможно? Что это? Яаков посылает Йосефа в такое опасное место, самое опасное, которое только может быть. Это первое испытание.

Давайте только повторим этот момент, это очень важно. Сущность отца и матери — у них также есть мсирут нефеш, самоотверженность, исполнить волю Вс-вышнего. — Непонятно, для чего Вс-вышний, на самом деле, желает этот мир, полный испытаний, трудностей, но это выше сознания и постижения. Есть заповедь в Торе «плодитесь и размножайтесь», и они ее исполняют, выше сознания и постижения.

Но нужно дать им силы, дать им душевную твердость.

Как учат ребенка ходить?

Как учат ребенка ходить? — Дают ему упасть… Поддерживают его, не выбрасывают его на улицу. Поддерживают его, но также дают ему упасть. Пока он не поднимется, и не научится, понемногу, ходить.  Если ребенок, подсознательно, гневается на отца или на мать, за то, что они дали ему упасть, когда он был ребенком — то плохи дела… Но это в точности то, что происходит сегодня. Пытаются раскапывать в детстве — вот, они дали мне упасть.. Какие они… Но так это должно быть.

Есть испытания, которые мать дает ребенку. Мы говорили ранее, что есть два типа испытаний. Есть испытания бедностью, трудности, которые человек преодолевает. И есть испытание, когда все благополучно, лучше не бывает. Чем это может быть в воспитании детей? — Баловать ребенка.  Баловать ребенка, когда мать балует ребенка — это ставить его перед испытанием более тяжелым, чем бить его. Это духовное испытание, это нечто совсем иное.

Итак, первое испытание здесь в главе, это когда Яаков посылает Йосефа в опасное место, к его братьям. Нам все еще непонятно, почему Яаков это делает. Мы не понимаем, как он может так поступать. Но — это часть сущности отца.

Испытание — когда оставляют его одного

«Ворт» в том, что настоящий Ребе, если идут исполнить его шлихут, идут в тяжелое место, тяжелый шлихут, где могут быть разного рода, как говорят ааламот веэстерим, также ааламот и эстерим в связи между хасидом и Ребе — только если его отношение, что это мой отец.

Вернемся к Элише. Когда он кричит «отец, отец, колесница Израиля и воины его»? Он кричит это, когда его Ребе уходит. Само то, что Ребе уходит — ставит его перед испытанием, ибо есть шлихут, а он остался без Ребе… Какое испытание тяжелее всего? Самое тяжелое испытание, это когда тебя оставляют.

Вернемся к отцу и матери, которые учат ребенка ходить. Как учат? — Оставляют его на какой-то момент. Оставляют его, и он падает. Если его не оставить одного — он никогда не научится ходить… Значит, нужно оставить его!

Но одно дело оставить его одного, когда он ребенок. Писание говорит: «поэтому оставит человек отца своего и мать свою». Для того, чтобы жениться, человек должен оставить родителей. Но родители, чтобы воспитать, чтобы вырастить ребенка, должны каждый раз оставлять его! Бывает, что ребенок говорит тебе: «оставьте меня!».. И нужно оставить его! Но бывает, когда его оставляют совершенно! Это, когда один из родителей покидает этот мир. Это самое тяжелое испытание.

Что чувствует Ребе, когда предыдущий Ребе уходит

Представим себе, что чувствует Ребе, когда предыдущий Ребе уходит. В тот момент, что предыдущий Ребе уходит, он знает, что руководство перешло к нему. То, что предыдущий Ребе ушел — означает, что сейчас это его шлихут. И это необычайно тяжело. И поэтому Элиша говорит, я не смогу выстоять в этом. Если я не получу от тебя вдвойне от твоего духа в мне —нет никаких шансов, что я смогу выстоять.

Для кого это основное испытание?

Элиягу, когда он уходит, когда он поднимается в огненном столбе на небеса — для него это кейф, все хорошо. Ему это не трудно. Кому это трудно? Элише. Поэтому именно в такой ситуации, когда оставляют его, и сейчас он должен принять руководство и действовать, он должен почувствовать, что это мой отец, не просто мой Ребе. Отец покидает его. Поэтому он кричит: «отец, отец, колесница Израиля и всадники его». Отсюда мы учим, каково настоящее отношение, истинное отношение ученика к учителю, хасида и Ребе.

Здесь есть красивый намек. Что составляют первые буквы фразы «ави, ави рехев исраэль уфарашав»? Есть много намеков в этом стихе, гиматрию всего стиха посчитайте сами. Но только первые буквы слов. Ави, ави, рехев исраэль уфарашав.

В чем пшат этого стиха? — Ты защищаешь Израиль лучше, чем целая армия, чем любая армия в мире. Ты — колесница Израиля и всадники его. Что выходит из первых букв слов? Какое слово можно сделать? Слово, которое мы упоминали раньше? Алеф-алеф-рейш-йуд-вав. Поиграйтесь с порядком букв. Получится слово Авира. Где мы упоминали это слово Авира? «Авира дэЭрец Исраэль махким[32]».

Воздух, которым нужно дышать здесь, в Эрец, это «ави ави рехев исраэль уфарашав», это рейах, запах, который есть в авир, воздухе, когда его вдыхают. И так укрепиться и получить вдвойне от Ребе, от аба, от ави, от отца, для того, чтобы продолжить шлихут. И иметь успех исполнить шлихут в опасном месте.

Все это было только для того, чтобы объяснить, что первое испытание Йосефа — это то, что его посылают в опасное место, и он принимает этот шлихут. Мы не видим никакого противодействия. Никакой даже мысли, или сомнения. Подобно тому, как запрещено сомневаться во Вс-вышнем, так он не сомневается ни на секунду в том, что отец говорит ему. То, что отец говорит ему — это святое. Он идет.

И дальше, когда он встречает ангела, и тот отвечает ему, что они ушли отсюда, что они уже не братья тебе, они ненавидят тебя и хотят убить тебя — он продолжает  идти. Удивительно! Что дает ему силы? — То, что он посланник отца. Отец сказал ему идти — он идет. Отец важнее, чем ангел Гавриеэль.

Второе испытание Йосефа — «и бросили его в яму»

В чем состоит его второе испытание? Как мы сказали, они идут одно за другим. Удар за ударом. Браться уже собирались убить его, но на его счастье, в заслугу Реувена, а потом в заслугу Йегуды, первым делом снимают с него его одежду. Его полосатую рубашку. Что это означает в духовности? Эта рубашка символизирует связь между ним и отцом. Это то, что было написано выше, что Исраэль любил его больше, чем всех остальных сыновей, и сделал ему полосатую рубашку. И это вызвало ревность братьев. То, что ревнуют его и ненавидят его, это из-за полосатой рубашки. Что его отец выбирает его больше, чем остальных. Поэтому, первым делом, они снимают с него эту рубашку. Потом бросают его в яму. «И яма пуста, воды нет в ней». «Воды нет в ней, но змеи и скорпионы есть в ней». Что он делал там, в яме? О чем он думал? Кто-нибудь когда-нибудь задумывался об этом? Что он там делал?

Представьте себя на его месте — в яме и т.д., полной змей и скорпионов, каждая секунда — это абсолютная смертельная опасность. Это тоже испытание?  — Несомненно. Какой тип испытания это?

Мы сказали, что испытания следуют здесь одно за другим. Первое испытание, это само то, что он принял на себя этот шлихут. Второе испытание — этот подросток, которому только исполнилось 17 лет, вам всем (аудитория урока — девушки из старших классов религиозной средней школы) примерно по 17 лет  —  и мои братья бросили меня в яму, полную змей и скорпионов. Что это?

Не отчаяться, не пасть духом — означает выдержать испытание

Йосеф это корень и источник битахон и способности выстоять в испытании. Испытание здесь состоит в том, чтобы в самой трудной ситуации, когда ты находишься в яме, самое главное — это не потерять самообладания, не поддаться панике. Если он потеряет самообладание, находясь в яме — ему конец. Змеи и скорпионы набросятся на его и все, игра закончена.. Что значит потерять самообладание? — Это значит отчаяться. 

Выдержать испытание — представить себе, что это плохой сон

Йосеф это такой тип — сегодня трудно говорить об этом — который сохраняет самообладание, где бы он ни находился, даже в яме, полной змей и скорпионов.  У него нет никаких шансов выйти оттуда живым. Мы сказали, что то, что он баал анисайон, что он способен выстоять в испытании, это потому, что он баал ахаломот, у него есть мечта и цель. Баал ахаломот, «хозяин снов», способен в любой момент переключиться, в своем сознании, и войти в состояние сна. Я нахожусь сейчас в яме, полной змей и скорпионов. Хорошо, это сон, дурной сон, который я вижу. Как все сны, это когда-нибудь закончится. Я баал ахаломот, я хозяин снов. Человек, который много видит сны, у него уже есть опыт в снах. Бывают разные сны, хорошие сны, плохие сны.. Не страшно. Также это пройдет. Йосеф — это человек, который никогда не отчаивается. Он сохраняет твердость духа даже в яме.

Иногда выдержать испытание — это только это. Большая часть испытаний в жизни — это «посмотрим, способна ли ты остаться сравнительно спокойной». Трудно требовать 100% спокойствия, но хранить себя, чтобы не впасть в совершенную панику, не отчаиваться, будет хорошо. Вс-вышний все еще находится со мной, нет места, свободного от него. В этой яме нет воды, и поэтому есть змеи и скорпионы, но кроме этого — «нет места свободного от него», нет никакого места, свободного от Вс-вышнего, Вс-вышний находится здесь.

Мудрость Яакова — как выстоять в испытании

Йосеф называется «сыном старости» Яакова, всю свою мудрость Яаков передал Йосефу. В чем состоит его мудрость? Прежде всего, что Вс-вышний находится везде. И это сущность Йосефа. Это его второе испытание.  Что он чувствует, что он думает в яме? И по-видимому, он сумел — Тора не рассказывает нам в точности, но, по-видимому, из того, что в конце, после всего, что произошло и с Реувеном, и с Йегудой, все их мысли и все, что происходит, все это произошло силой духовной выдержки самого Йосефа.  Когда человек не отчаивается даже в самой тяжелой ситуации, он «транслирует» «волны» всем вокруг себя, так, что вдруг другие люди начинают думать о каких-то вещах, которые, в конечном счете, приведут к его спасению. Все это потому, что он сам, находясь в опасности, думает правильно, не впадает в отчаяние.

Это уже второе. Оба эти испытания идут вместе, это как «два друга, которые никогда не разлучаются». Первое испытание, слушать своего отца — это аспект «отца». Второе испытание — это «о чем думают, находясь в яме». Сейчас я вдруг нахожу себя внутри ямы, о чем я думаю? — Хранить правильное направление мыслей, и мораль, как мы сказали, состояние духа — это тикун со стороны има, матери. Это идет вместе с аба, отцом.

Четыре испытания одно за другим

У Йосефа есть здесь четыре испытания одно за другим. После истории с ямой что происходит? Вынимают его из ямы, продают его мидьянам, торговцам, «ВеЙосеф урад мицрайма», он попадает в Египет. Все, что происходит с ним — он не хозяин самому себе, все происходит против его воли. Писание говорит «урад», не «ярад», против своей воли, он был принужден —это тоже испытание.

Тем не менее, самые тяжелые и выделенные испытания, это первое, что мы сказали, что это корень всего остального, все его испытания связаны с его связью с его отцом. Потом он приходит в Египет, его продают там Потифару, он становится рабом, и он очень преуспевает там, иш мацлиах, носе хен

И вдруг, жена Потифара влюбляется в него, и пытается соблазнить его. Что говорится там? «И выбежал». Прежде всего, сказано: «и схватила его за одежду его». Что это напоминает нам? Полосатую тельняшку… У него уже нет этой тельняшки, тем не менее, у него есть одежда. Что означает эта его одежда? Она схватила его за одежду. Потом сказано «и оставил его одежды в ее руках». Одежду он оставил у нее. И дальше говорится «вайонос вайеце ахуца», «и убежал и выбежал наружу». Это слово того же корня, что и нисайон, испытание. Здесь это вайонос, он убегает. Это выражение вайонос, повторяется четыре раза!  Сначала в самой истории, потом, когда она видит, что он убежал, потом, когда она рассказывает своим домашним, и в конце, когда она рассказывает это своему мужу.

Четыре раза Тора говорит о Йосефе, в точности то, что он сделал, подчеркивая это особенное слово вайонос, убежать, и выйти наружу. Но это все после того, как он оставил свою одежду у нее, в ее руках.

Что означает бегед, одежда? Сказано, что бегед (одежда) означает бгида (измена). Говорится, что он вошел в дом, когда все были на каком-то религиозном мероприятии. Наверное, сделали что-то в Биньяней Аума[33]. И все пошли, а она осталась дома, чтобы у нее была возможность поймать Йосефа. И сказано, что он «пришел делать свою работу». И есть  один комментарий, который говорит, что «пришел делать свою работу» — ведь она говорила с ним, и пыталась соблазнить его ежедневно, и также Йосеф — ему все еще 17 лет, красивый парень, он прекрасно сумел выдержать испытания, в заслугу этого Вс-вышний послал ему милость и симпатию и успех, он стал иш мацлиах. Однако, у него есть ецер ара, дурное влечение семнадцатилетнего подростка… И есть один комментарий, который говорит, что то, что он вошел в дом в тот день, чтобы «делать свою работу» означает — согрешить с ней. Но вдруг, в последний момент, он увидел образ своего отца, и он убежал, но оставил свою одежду в ее руках.

Что это за одежда? Какую одежду он оставил у нее? Бегед означает здесь бгида. Одежда здесь это его йецер ара. Он оставил свое дурное начало у нее.

Также как в прошлый раз, когда братья раздели его, он без одежды — он убегает наружу. И то, что он убежал и выбежал наружу — это означает, что он выдержал испытание. И посредством этого — нес леитносес — он очень и очень возвысился.

То, что его называют Йосеф-праведник — в  заслугу этого испытания. Это уже третье испытание.

В чем состоит четвертое испытание? Одно связано с другим. Первое и второе идут вместе. И третье и четвертое тоже идут вместе.

Вместо того, чтобы получить награду, благодарность, за то, что он выдержал испытание, какую награду он получает за то, что он выстоял в испытании с женой Потифара? Он получил «благодарность», 12 лет тюрьмы. Это продолжалось 12 лет, и от 17 лет он уже достиг 30 лет.

Что с ним происходит? Снова яма. Мы сказали, что у него есть две ямы. Тюрьма называется ямой, так это называется в Торе. Две его ямы это — высшая буква ה и нижняя буква ה его испытаний. Испытание с женой Потифара, его главное испытание — соответствует сфире йесод, это окончание мидот, это буква ו.

Само то, что Йосеф был привезен в Египет, это то, о чем мы говорили вчера, что это притяжение из его мира сокрытия в его мир раскрытия. То, что Йосеф был привезен в Египет — это вав имени Вс-вышнего. Но его испытание там — это конец буквы вав, окончание буквы вав — это сфира йесод, т.е., брит. Там находится испытание с женой Потифара.

Какую награду он получил за это? — Сидеть в тюрьме. Что означает выдержать испытание там? То же, что и в первой яме. В первой яме это не говорится открытым текстом, ибо это мир сокрытия, о чем он там думал в яме со змеями и скорпионами. Но во второй яме, хотя и не описаны его мысли, но сказано, что он очень преуспел там. Он немедленно нашел симпатию в глазах начальника тюрьмы. Тот передал в его ведение всех заключенных. Потом он отвечает также за министров фараона, которые попали туда, в конечном счете, для его пользы. Он там держится замечательно. Он находится в тюрьме, но он хранит твердость духа, мораль, самым лучшим образом.



[1] Букв. «верный пастух» (арам). В каббале и хасидизме это интерпретируется как «пастух веры»

[2] Б-жественная медитация

[3] Служение Вс-вышнему, связанное с преодолением испытаний

[4] Личное Провидение

[5] Это язык стиха: «Дал Ты трепещущим перед Тобой чудо (или «знамя»), чтобы возвысить их». В стихе употребляется слово «нес», что буквально переводится как «чудо». Однако в хасидут Хабад этот стих объясняется в том смысле, что нес («чудо») означает здесь нисайон (испытание). И тогда смысл этого стиха, что Вс-вышний посылает испытание человеку, чтобы возвысить его.

[6] Притчи царя Соломона

[7] «Нищеты и богатства не давай мне»

[8] «Накорми меня тем, что необходимо мне на каждый день»

[9] Мудрецы Торы

[10] «И разжирел Йешурун (народ Израиля), и начал брыкаться»

[11] «По кайфу» (араб.) Израильский жаргон

[12] Шесть вещей, о которых следует постоянно помнить

[13] Угроза жизни

[14] Букв. «сочетание». У рава это означает, что следует найти промежуточные ступени между двумя крайними состояниями. Например, здесь, есть богатство в Эрец Исраэль и нищета в странах Израиля. И мы ищем промежуточные, переходные состояния, как объясняется далее в продолжение урока.

[15] «несчастный» (идиш)

[16] «вне земли Израиля»

[17] Сокращение «вне земли Израиля»

[18] Т.е. «заграница в загранице»

[19] Эрец Исраэль за границей

[20] Заграница в Эрец Исраэль

[21] Толкование, интерпретация

[22] Одно из значений корня «т-к-а» — «втыкать», забивать колышек палатки в землю

[23] «Вс-вышний приказал: труби в шофар»

[24] Сущностная широта

[25] Корень «леакир» означает «узнавать», «различать».

[26] «Связывание» Ицхака

[27] Тегилим 40, 5

[28] См. Раши на этот стих

[29] Речь идет о серии уроков, посвященных 19 кислев

[30] Млахим Бет 2, 12

[31] Сборник молитв на Йом Кипур

[32] Воздух Земли Израиля умудряет

[33] Один из центральных концертных залов Иерусалима, где ежегодно проводятся празднования 19 кислев…