Рав Ицхак Гинзбург
Что такое учение хасидизма?
17 кислева 5779, в зале «Усышкин»
Предисловие переводчика
Наше поколение потеряло веру. Не только веру в Б-га. Вера — это не только вера в Б-га, это еще и вера в себя. Это еще и вера в человека. Это еще и вера в смысл существования. Зачастую, даже уже сделав тшуву, уже вернувшись формально в лоно религии, мы продолжаем искать веру. Способны мы ли ее найти? Рав Гинзбург говорит однозначно: да. Только, продолжает рав Гинзбург, в каждом поколении вера раскрывается на другом, более высоком уровне. И недостаточно «просто» верить, как верили наши предки. Цепочка традиции прервалась. Мы не можем просто «скопировать» веру наших предков и надеяться, что все будет в порядке. Мы должны заново «изобрести» веру, мы должны заново привлечь веру из более высокого источника. Мы должны, и мы само собой, можем, заново разжечь, кажется, навеки угасший огонь веры и любви в своих душах.
Рав объясняет на уроке, что, в сущности, развитие веры, развитие иудаизма, можно рассматривать на 5 (или 7) этапах. Есть Тора (или, скажем проще, вера) до дарования Торы. Что означает «Тора до дарования Торы»? Другими словами, это как Вс-вышний раскрывал себя миру, раскрывал себя человеку в поколениях до дарования Торы. И есть Тора, которую мы получили на Синае. Снова — это, по сути, новый этап, новый уровень Б-жественного раскрытия в мире. Еврейский народ, пройдя через горнило египетского рабства, оказался готовым принять более высокий уровень раскрытия Б-жественности. И Б-г раскрылся народу Израиля на горе Синай, степень раскрытия, неведомая миру до той поры. Писание говорит об этом «И имя мое Гашем не было известно им». До дарования Торы в мире «светило», в мире раскрывалось, в основном только качество Б-жественного суда, имя Элоким. В момент дарования Торы в мире начало раскрываться качество Б-жественного милосердия, выражаемое четырехбуквенным именем Гавайе. Дарование Торы, по сути, означает, что мы «получили» раскрытие имени Гавайе.
Этот свет, свет Синая, светил еврейскому народу, а через авраамические религии, по сути, всему человечеству, в течение тысяч лет. Все развитие европейской цивилизации происходило, по сути, в контексте авраамических религий. Они сформировали современную цивилизацию и современное человечество.
Но в последние столетия этот свет, кажется, начал гаснуть. Кажется, он безнадежно угас. Современный человек не находит более веры в своем сердце. Зачастую даже религиозные люди, по сути, лишь внешне соблюдают требования своей религии, но огонь веры не освещает и не согревает их души.
Особенно это справедливо в отношении русскоязычного еврейства. Кажется, мы так далеко отошли от традиций своих отцов, что уже ничто и никто не способны зажечь заново огонь веры в наших сердцах.
Означает ли это что следует опустить руки? Отчаяться найти веру? Рав Гинзбург отвечает: нет, и нет! Огонь веры погас? Разожги веру, принеси веру из более высокого (или более глубокого) источника. Нашему поколению трудно или почти невозможно найти веру в своих душах? Это означает только одно: что оно, это поколение, способно воспринять Б-жественное раскрытие принципиально более высокого уровня. О нашем поколении сказано «В горе твоем и найдут тебя все эти несчастья, и ты вернешься к Вс-вышнему Б-гу твоему… и найдешь ты, если будешь искать всем сердцем твоим и всей душой твоей. В глубине души всегда таится огонь веры. Если ты еще не нашел ее — значит, следует искать более глубоко в своем сердце. И кто ищет, тот находит
**
Структура урока следующая. Рав рассматривает четыре основных этапа развития веры (или раскрытия Торы, как это называет рав на уроке):
· Вера (Тора) в эпоху до Авраама
· Вера (Тора) праотцов
· Вера (Тора) полученная на Синае
· Раскрытие учения лурианской каббалы.
Легко видеть, что эти четыре ступени развития веры (Торы) соответствуют четырем мирам, о которых мы учим в учении каббалы, и четырем буквам имени Вс-вышнего
· Вера (Тора) в эпоху до Авраама — Тора мира Асия
· Вера (Тора) праотцов — Тора мира Йецира
· Вера (Тора) полученная на Синае — Тора мира Брия
· Раскрытие учения лурианской каббалы — Тора мира Ацилут.
С раскрытием каббалы Ари, кажется, процесс Б-жественного раскрытия достиг своего пика. Есть ли что-то выше? Ответ: да. Есть учение хасидизма.
Если все развитие иудаизма в эпоху до Баал Шем Това укладывается в структуру четырех миров, и четырех букв Имени, и четырех ступеней души, то раскрытие хасидизма — учение, которое полностью раскроет только царь Мошиах, это то, что находится над четырьмя мирами. Это «коцо шел йуд» - кончик буквы йуд Имени. И йехида — сущность еврейской души. И раскрытие ступени Атик и Адам Кадмон в системе миров.
Хасидизм — это Тора Мошиаха. Про Тору Мошиаха сказано, что вся Тора, которую мы учим до того, она «как ничто» перед Торой Мошиаха. Эта Тора, и эта вера, которая раскрывается нашим поколениям. Это та «роса Торы», которая способна «оживить мертвых» и вернуть веру в кажется, отчаявшиеся поверить души, разжечь погасший огонь веры в общности еврейских душ, и, более широко, в душах всех людей, всего человечества.
Именно поэтому в наших поколениях есть великая заповедь распространять учение хасидизма. И как рав подчеркивает в последнее время, это относится не только к еврейскому народу. Мошиах зажжет веру в Б-га в сердцах не только еврейского народа, но и всего человечества. «И будет дом Яакова огнем, и дом Иосифа пламенем, и дом Эсава соломой». Огонь и свет веры, зажегшийся изначально в «доме Яакова» и умноженный «домом Йосефа» - еврейской диаспорой, должен сейчас осветить все человечество.
Далее текст урока. Поскольку многие понятия, о которых говорит рав, требуют довольно обширного введения, я оставил текст рава жирным шрифтом, и добавил в тексте свои пояснения, которые, я надеюсь, будут способствовать пониманию
Что такое учение хасидизма?
Сегодня канун 19 кислева[1]. Мы желаем всем счастливого нового года, и быть записанными в книгу жизни в изучении хасидизма и в путях хасидизма. (Таково традиционное пожелание счастливого нового года в еврейской традиции. В хасидизме Хабада 19 кислева называется «новым годом хасидизма», и в канун нового года хасидизма принято желать то же что и в «календарном» новом году, «быть записанными в книгу жизни»). Вы все, и весь народ Израиля. Вы, конечно, слышали о том, что Мошиах сказал Баал Шем Тову, когда он сделал «подъем души» и спросил у Машиаха, «когда ты придешь». Машиах ответил ему: «когда распространится твое учение». Таким образом, приход Машиаха зависит от распространения учения хасидизма.
Нет более подходящей даты, чтобы попытаться понять, что представляет собой учение хасидизма. Что было до того? Что раскроет сам Машиах? Сказано, что Машиах придет и раскроет новую Тору. Писание говорит: «ибо Тора от меня выйдет». Но мудрецы толкуют этот стих следующим образом: «новая Тора от меня выйдет». (Это достаточно интересная концепция, подробно обсуждаемая в хасидской литературе. Мы знаем, что дарование Торы было один раз, и «эта Тора не будет заменена». Вера в неизменность Торы — это один из основополагающих принципов иудаизма (по Рамбаму). Тем не менее, наряду с верой в неизменность Торы, мы находим у Хазаль (мудрецов Торы) также признание важности обновления Торы. Есть очень известный Раши, который говорит, что «слова Торы должны быть у тебя как новые каждый день». Любавичский Ребе цитирует этого Раши, и говорит, не просто «как новые», но действительно новые. Однако приведенное толкование мудрецов идет еще дальше. Не просто «как новые», не просто «новые», а «новая Тора», вплоть до изменения галахи (еврейского закона). Когда это произойдет? По-видимому, только когда прийдет Мошиах. Какое отношение это имеет к нам сегодня? Сегодня, в канун прихода Мошиаха, мы уже можем «попробовать» вкус Торы Мошиаха. Вкус «новой Торы» Мошиаха). Это говорится уже о приходе Машиаха. Но распространения хасидизма — это подготовка к приходу Машиаха. Нужно понять, каково соотношение между ними и что предшествовало этому, что было до того, как раскрылось учение Баал Шем Това.
Баал Шем Тову предшествовал святой Ари[2]. Он раскрыл самые глубокие тайны каббалы. Каббала существовала и раньше, начиная от Рашби, книги Зоар и до Рамака[3], который предшествовал Аризалю[4]. Так или иначе, Аризаль поднял кабалу на следующую ступень. И что же нового открыл Баал Шем Тов?
Три системы каббалы
Реб Айзик из Гомеля, которого принято считать «величайшим исследователем[5]» хасидизма Хабад, учит, что существуют три системы кабалы. Есть каббала Рамака, подытожившего все, что было в каббале, начиная от Зоар и до его книги Пардес. Есть каббала Ари. После этого пришел Баал Шем Тов и раскрыл новую каббалу. В хасидизме это называется ишталшелут-итлабшут-ашраа[6]. То есть, учение Баал Шем Това - это учение, основанное на принципе ашраа. Нужно понять, что это означает.
Наша Тора — Тора мира Брия
Аризаль формулирует следующий важнейший принцип: наша Тора, Тора этого мира, Тора, которую мы получили на горе Синай, эта Тора мира Брия. (Предполагается, что читатель знаком с каббалистической концепцией четырех миров, Ацилут, Брия, Йецира, Асия. Более подробно см…. Если совсем в двух словах, то наш мир, «нижний» мир, это лишь самая нижняя ступень мироздания. Бесконечная Б-жественная энергия приходит в этот мир, проходя через четыре основных этапа «редукции», сокращаясь до такой степени, что «нижний», материальный мир способен ее воспринять. Но с каждым поколением мир поднимается, и становится сосудом для все более высокого уровня Б-жественного раскрытия. Поэтому каждое следующее поколение удостаивается раскрытия «Торы» более высокого уровня, более высокого уровня Б-жественного раскрытия. В этом смысл обсуждаемой здесь темы, какой уровень Торы раскрылся праотцам, и какой — на горе Синай, и какой раскрыл Ари, и какой раскрыл Баал Шем Тов и учителя хасидизма, и какой раскроет Мошиах. Каждое следующее поколение — это новый этап раскрытия Б-жественности миру).
Я мог бы подумать, что наша Тора - это Ацилут. Есть выражение на арамейском, которое говорит, что «Тора происходит из мудрости[7]». В каббале мудрость[8] означает мир Ацилут. Поэтому я мог бы подумать, что Тора Моисея — это Тора мира Ацилут. Тем не менее, Аризаль говорит, что наша Тора - это Тора мира Брия. Это Тора, которая облачается в человеческий разум и мир разума, даже самого высокого разума, все, что связано с разумом - относится к миру Брия[9] (Основываясь на некоторых уроках рава, я предполагаю, что «разум» означает здесь классическую, «аристотелевскую» логику и аристотелевскую теологию, основанную на формальной логике, лежащую в основу теологии Рамбама. В Ацилут и выше законы формальной логики не действуют. См…).
Тора праотцов — Тора мира Йецира
Что было раньше, что было перед этим? «Праотцы соблюдали Тору до того, как она была дана». Чем отличается Тора праотцов от Торы, которую мы получили на Синае? Тора, которую мы получили на Синае — это Тора мира Брия. Если кто-то из вас знаком с концепцией четырех миров в каббале, то Тора праотцов соответствует миру Йецира. Мир Йецира — это мир эмоций. Праотцы были «колесницей» для Б-жественности. Авраам раскрывал[10] качество хесед (милость), Ицхак - гвура (страх), Яков это тиферет (жалость и сопереживание). Эти три качества есть основные эмоциональные качества, и Тора праотцов находится на этом уровне, уровне исправление эмоциональных качеств . Это смысл понятия «Тора мира Йецира».
Теперь можно легко понять, что нового раскрылось, когда было дарование Торы через Моисея. Из мира Йецира, мира эмоций, мы поднялись в мир Брия, мир интеллекта[11]. (Т.е., в соответствии с этой концепцией, развиваемой здесь равом, задачей праотцов было исправление эмоциональной сферы, а цель Дарования Торы — это исправление интеллектуальной сферы, сферы сознания. Далее объясняется (и в нескольких уроках перед этим объяснялось) что задача хасидизма — это исправление сверх-сознательного в человеке)
Тора в до-авраамическую эпоху — Тора мира Асия, «путь земли», предшествующий Торе
Если есть Тора мира Брия и тора мира Йецира, то должна быть и Тора мира Асия (действие), еще ниже. (Брия, йецира, асия — это базовая структура в хасидизме. Буквально эти слова переводятся как «творение», «конструирование» и «действие». Откуда взяты эти слова? Они взяты из стиха «этот мир, который я создал, сконструировал, также сделал». Практически это синонимы. Тем не менее, в каббале объясняется, что если используются три различных слова, то речь идёт о трех различных уровнях. Это классический метод толкования Торы: если об одном и том же говорится разными словами, значит этими словами говориться о разных вещах. Так и здесь, стих употребляет три разных слова, а каббалисты учат из этого, что есть три различных мира).
Что означает Тора мира Асия? Говорится, что до праотцов тоже была Тора. Были великие мудрецы и праведники, не евреи, как, например, Ноах (Ной), о котором Тора говорит, что он был «человеком праведным и цельным», которые делали добрые дела. Сказано: «вот порождения Ноаха» и мудрецы толкуют этот стих так, что «порождения праведников есть также их добрые дела».
Что означает «добрые дела» 20 поколений или 19 поколений, которые предшествовали Аврааму? Это все называется «путь земной, который предшествует Торе». (Говорится, что эпоха Торы начинается с Авраама, хотя от Авраама до дарования Торы еще 200 с чем-то лет, но подготовка к дарованию Торы начинается от Авраама. Что было до того? До того был «путь земной». Что означает «путь земной»? Просто вести себя как человек в этом мире. «Дерех эрец»— буквально переводится как «путь земной». Получилась следующая структура: до Авраама исправляется «путь земной», какие-то базовые навыки человеческого поведения; от Авраама до дарования Торы исправляются эмоции (йецира). Тора это — исправление сознания. Это есть мир Брия).
Дерех эрец, «путь земли» это также часть Торы. Есть трактат Талмуда, который называется Дерех эрец. Что означает Дерех эрец (путь земли)? Просто быть порядочным человеком. Вести себя порядочно — это есть Тора мира Асия. Тора мира Асия учит нас, как себя вести. Буквально, правила поведения в обществе и так далее. Таким образом, у нас есть Тора мира Асия, которая есть «путь земли» и далее есть Тора праотцов, которые «исполнили всю Тору до того, как она была дана» (то есть исполнили Тору на эмоциональном уровне). Далее есть Тора мира Брия (исправление сознания).
Каббала — Тора мира Ацилут
Что есть выше? Выше есть Ацилут. Аризаль сказал, что Тора Моше - это Тора мира Брия. Когда он говорил, что каббала - это мир Ацилут, он имел в виду собственное учение, учение, которое он раскрыл.
Четыре ступени души, соответствующие четырем мирам
Есть концепция, что четырем ступеням в мирах соответствуют четыре ступени в душе человека. Есть четыре мира (снизу вверх): Асия, Йецира, Брия, Ацилут. Этим четырем мирам соответствуют четыре ступени души, которые называются (также снизу вверх): нефеш, руах, нешама, хая.
Каббала — Тора мира Ацилут
Учение, которое соответствует ступени души, которая называется хая — это учение кабалы. Учение кабалы раскрывает ступень хая в душе. И там есть 2 первые ступени, которые мы упомянули до того, которые называются ишталшелут и итлабшут. (Далее объясняется, что каббала Рамака — это ишталшелут. А каббала Ари — это итлабшут. Основное открытие Ари — это итлабшут. Ишталшелут — буквально означает «цепочка», можно объяснить это, как модель причинно-следственных связей, когда сфирот как бы, развиваются одна из другой. Это то, что было известно о системе сфирот до Рамака, и также каббала Рамака основана на этой концепции последовательного развития сфирот друг из друга). То есть, есть сфера хесед, из нее «рождается» сфира гвура, из нее рождается сфира тиферет и т.д. Аризаль открыл, что есть также итлабшут — буквально означает «облачение». Парцуфим (структуры) сфирот как бы «облачаются» друг в друга, подобно тому, как душа облачается внутрь тела). Это есть соотношение между кабалой Рамака и всё, что ей предшествовало, и кабалой Ари (все, что было до Ари называется ишталшелут, до Ари знали только, что есть хесед, из хесед происходит гвура, из гвура происходит тифере и т.д. Своего рода линейная структура. Что открыл Ари? Что сфирот не просто происходит одна из другой, а облачаются одна в другую, подобно тому, как душа облачается внутри тела. То есть, высшая сфира становится «душой» сфиры, которая следует за ней).
Все, что принято называть учением кабалы - это, в сущности, «репортаж», отчет, раскрытие того, что происходит в мире Ацилут. Все каванот учения каббалы - это, в сущности, ихудим, зивугим, которые происходят в мире Ацилут. И оттуда свет приходит в нижние миры. Но где это происходит? Это происходит в Ацилут. (Этот мир существует благодаря энергии, которая в него поступает. Вопрос, где находится та «электростанция», тот «движок», откуда идет энергия? Есть такая концепция в хасидизме, что вся энергетика человеческого тела находится в его мозге, 80% энергетики тела это мозг. Из мозга эта энергия поступает по всему телу. Откуда мы знаем, что это так? Когда человек находится в депрессии, он не хочет ничего делать, он не способен сдвинуть себя с места. Проблема в голове, в мозгу недостаточно энергии, и тело не получает достаточно энергии для того, чтобы двигаться.
Существует ли какой-то «космический» источник энергии, к которому можно «подключиться» и получать оттуда энергию, чтобы человек смог снова вернуться к жизни? В общем, Тора — это канал, по которому божественная энергия поступает в этот мир. Можно смотреть на Тору, как на источник информации — это классический взгляд на Тору. Как мы сказали, это Тора мира Брия. Нам рассказывают, как Бог создал этот мир и как нам правильно себя вести. А можно смотреть на Тору, как на источник энергии, как на энергетический канал, через который божественная энергия приходит в этот мир. И это есть взгляд каббалы. Каббала говорит, что Тора это энергетический канал. Источник, «электростанция» - это Ацилут. Из Ацилут эта энергия поступает во все остальные миры.
В хасидизме объясняется, что есть еще один энергетический канал мироздания — это народ Израиля. Это также канал, через который энергия поступает в этот мир. Оба эти канала связаны между собой.
Каким образом вырабатывается «энергия» (в каббале и хасидизме обычно используется термин «свет») в мире Ацилут? Этот механизм выработки энергии называется ихудим. Ихудим в переводе означает «соитие». Вся модель каббалы строится на модели супружеских отношений. Возможно, это несколько шокирует непосвященных, и ставит в тупик светских исследователей каббалы…Однако Аризаль сказал, что другой, более точной модели нет.
Наиболее адекватное объяснение тому, что происходит в Ацилут — это супружеские отношения. Все миры построены по одной схеме, папа, мама, сын, дочь (Обычно используются оригинальные арамейские слова: аба, има, зеир анпин («малый лик», «сын») и малхут («царство», «дочь»). Когда папа встречается с мамой, выделяется энергия, которая приходит в этот мир. Когда сын и дочь встречаются вместе, тоже выделяется энергия в этот мир. Терминология каббалы, действительно, несколько шокирует, поэтому учителя хасидизма транслировали её чуть менее шокирующие понятия. Хасидут пользуется в основном терминологией из области психологии. Рав Ицхак Гинзбург, тем не менее, широко использует базовые понятия каббалы).
Хасидизм — аспект йехида в душе
Учение каббалы, в общем это Тора мира Ацилут. Что же тогда означает хасидут? Может ли быть что-то выше, чем Ацилут? Ответ — да. Ацилут соответствует ступени хая в душе. Есть очень важная беседа Любавического Ребе, где объясняется, что хасидут это аспект йехида в душе. (Мы сказали, что «электростанция» находится в Ацилут. Сейчас мы уточняем, что эта «электростанция», в свою очередь, питается от еще более высоких ступеней. Чем выше ступень, тем выше энергетический поток. Для чего нам подниматься из Ацилута куда-то еще? - Энергии Ацилута становится недостаточно, и мы начинаем искать что-то выше. Более высокая ступень в душе называется йехида, и это есть учение хасидизма).
Хасидут — мир АК
Чему это соответствует в мирах? Мир над Ацилут называется Адам Кадмон («Первочеловек»). Сокращенно это называется АК. АК это один парцуф, одна структура или система, которая заключает в себя все четыре мира Ацилут, Брия, Йецира, Асия — все исходит из АК и все заключено в АК. Писание говорит: «зовущий поколения мерош (= «от самого начала»). Каббала объясняет этот стих буквально, «рош» на иврите означает «голова», «мерош» означает буквально «из головы», «из головы Адам Кадмон». Слово коре (зовущий) объясняется как притягивающий, то есть все миры развиваются, притягиваются, получают свою жизненность из головы Адам Кадмон.
АК — мир «возможности невозможного»
После первичного цимцум (редукции) бесконечного света (эйн соф) первая структура, которая была создана, это Адам Кадмон. В самом выражении Адам Кадмон заключено противоречие. Адам («человек») это нечто, что было сотворено, Кадмон означает «вечный». (Мы перевели Адам Кадмон как первочеловек, но более точно будет перевести, как «вечный человек»). Если человек, значит он сотворен. Если он вечный, значит существовал всегда. Каким образом может быть и «человек» и «вечный»? Ответ — это называется несият афахим (букв. «соединение противоположностей», совмещение несовместимых вещей. Мы говорили о том, что в мире Ацилут законы классической физики не действуют. В мире АК, мире еще более высоком, перестают действовать законы логики. Хотя законы логики представляются чем-то самоочевидным, они, отнюдь не так очевидны и, более того, они не применимы в высших мирах.
Мы все очень любим говорить, что человек не может понять Бога. Почему человек не может Его понять? Потому что Он пользуется другой логикой. В этой логике может быть и «человек» и «вечный» одновременно. Несият афахим означает совмещение взаимоисключающих понятий. Б-г это тот, кто говорит и «да», и «нет» одновременно. И поэтому человек не способен Его постичь). В Адам Кадмон есть ступень, которая называется «первичная мысль АК». Там все миры «обозреваются вместе». В одной мысли АК заключено все, что было, есть и будет во всех мирах.
Адам кадмон — это Ребе
Что говорили про душу Баал Шем Това? Говорили про него, что он в точности как АК. Это подобно одному большому Ребе, коллективной душе (хасидская концепция, что душа праведника поколения — это «коллективная» душа, включающая в себя все души людей поколения. См. подробнее в Тании гл. 2), которая включает в себя все души, всех нас. Все это заключено внутри этого большого Ребе. Если хотят объяснить одним словом, что такое Адам Кадмон — это Ребе. (Одна из базовых концепций хасидизма, также вызывающая наиболее острые разногласия, состоит в том, что связь человека с Б-гом осуществляется через праведника, через Ребе. Ребе в хасидизме это буквально «б-гочеловек». Хотите знать, где впервые встречается «б-гочеловек»? Впервые эта концепция встречается в 90-ом псалме. 90-ый псалом начинается словами «молитва Моисея человека Б-жьего». Где тут б-гочеловек? Мудрецы дают этому стиху шокирующее толкование, что Моисей был б-гочеловек. На иврите это звучит иш-аЭлоким. Иш-аЭлоким переводится «человек Б-га», но можно перевести «человек-Б-г». Хасидизм фактически взял эту концепцию. Хасидизм обычно говорит, что Ребе — это «соединяющий посредник» между человеком и Вс-вышним, подобно тому, как говорит Писание о Моисее: «Я стою между Вс-вышним и между вами».
Рав здесь делает ещё один шаг. Он говорит, что понять Бога мы не можем вообще никак, понять Ребе мы тоже совершенно не можем понять, но мы можем на Ребе посмотреть. Когда человек глядеть на Ребе, он начинает понимать, что такое Б-г).
Известны слова святого Зоара, что «мысль не способна тебя схватить». (Человеческая мысль не способна постичь божественность, даже первичная мысль Адам Кадмон. Даже Адам Кадмон не понимает, что такое Вс-вышний). Эта новость, здесь есть предположение, что, может быть, первичная мысль Адам Кадмон постигает самого Б-га. Ответ: «нет». Даже первичная мысль Адам Кадмон совершенно не постигает Б-га. (Сначала мы думали, что Б-г это Ацилут. В каббале объясняется, что «Святой Благословен Он» указывает на «малый лик» Ацилута. Потом мы сказали, что Адам Кадмон это точно Б-г, но выясняется, что нет. Даже первичная мысль АК это не Б-г, и также не постигает Б-га. Если сказать совсем просто, Адам Кадмон это уже какие-то «правила игры», а Вс-вышний не играет по правилам. Там нет никаких правил. Единственное, что мы можем сказать про Вс-вышнего, что он не подчиняется никаким правилам).
Это уже хасидут хабад.
(это примерно половина урока. Надеюсь что будет продолжение)
[1] Это просто дата еврейского календаря. Третий месяц еврейского года называется «кислев», и 19 кислева по еврейскому календарю отмечается день освобождения основателя Хасидизма Хабад, «Старого Ребе», из Петропавловской крепости, куда он был заключен по доносу своих противников. В этот день истина восторжествовала, в деятельности Старого Ребе царское правительство не нашло ничего предосудительного, и Старый Ребе был освобожден после 53 дней заключения. Хасидская традиция утверждает, что суд «внизу» был только отражением суда «наверху», имеет ли право Старый Ребе раскрывать столь сокровенные тайны Торы всему поколению. В этот день Старый Ребе был оправдан Свыше, и был дан «зеленый свет» распространению учения хасидизма и путей служения хасидизма. По этой причине 19 кислева считается «новым годом» хасидизма.
[2] Общепринятый акроним имени святого каббалиста Ицхака Лурия Ашкенази. Сокращение слов «Наш господин и учитель, рабби Ицхак»
[3] Рабби Моше Кордоверо, крупнейший каббалист эпохи до-лурианской каббалы. Традиция говорит, что когда святой Ари пришел в Цфат, в этот день умер Рамак. И Ари был единственным, кто удостоился увидеть огненный столп над его могилой. Огненный столп появляется лишь над могилой праведника поколения. И тот, кто его удостаивается видеть — это знак, что он как бы «наследует» усопшего праведника. Ари был провозглашен главой цфатских каббалистов. За те примерно полтора года, которые он прожил в Цфате (Ари умер в очень молодом возрасте, 38 лет) он раскрыл своему ближайшему ученику, рабби Хаим Виталю, основы своего нового понимания каббалы, которую принято называть «лурианской каббалой», в отличие от предшествующей ей «каббалы Рамака». Рав далее очень подробно разбирает различие между каббалой Ари и каббалой Рамака и всем, что ему предшествовало.
[4] То же что и Ари. Заль означает сокращение слов «благословенной памяти»
[5] В оригинале: גדול המשכילים
[6] Далее обьясняется
[7] אורייתא מחכמה נפקת
[8] «Мудрость» указывает на сфиру хохма (мудрость)
[9] Основываясь на некоторых уроках рава, я предполагаю, что «разум» означает здесь классическую, «аристотелевскую» логику и аристотелевскую теологию, основанную на формальной логике, лежащую в основу теологии Рамбама. В Ацилут и выше законы формальной логики не действуют. См…
[10] Т.е., соответствующие Б-жественные атрибуты раскрывались в каждом из праотцов