Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тиферет: души, связанные с Торой



Продолжение. Начало здесь

Моше — сущность Торы

Третья, совершенно замечательная мысль — что «общий знаменатель» этих трех великих душ, Моше, Йеошуа и Накдимона бен Гуриона, состоит в том, что все они очень крепко связаны с Торой.  Моше даровал нам Тору, он, несомненно, наиболее крепко связан с Торой. «Помните Тору Моше, слуги Моего», Тора называется именем Моше, «Торат Моше». Есть еще один стих, первый стих, которому учат еврейского ребенка, как только он начинает говорить: «Тору заповедал нам Моше». Моисей — это сама Тора.

Йеошуа — «получатель» Торы

Что с Йеошуа? Йеошуа — воин, царь, лидер еврейского народа. Но в самом начале книги Йеошуа, в первой главе книги Йеошуа, Вс-вышний говорит ему, что весь твой успех в завоевании и заселении страны Израиля зависит только от одного: «и размышляй о них днем и ночью[1]». Моше дал еврейскому народу Тору, Моше дал тебе Тору, ты — получил Тору, как мы говорим в Пиркей Авот, в «Этике Отцов»: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа». Сейчас это твоя ответственность. Твое служение состоит в том, чтобы «размышлять о них днем и ночью». Никогда не прекращай говорить, обучать, учить слова Торы. Это тайна твоего успеха во всех твоих делах.

Моше и Йеошуа — солнце и луна, мысль и речь

Йеошуа также очень тесно связан с Торой. В чем различие между ними? В точности, как сказали наши мудрецы, «Моше подобен Солнцу, а Йеошуа подобен луне».  Иногда говорится, что различие между Моше и Йеошуа — это различие между мыслью и речью. Даже когда нужно было остановить солнце, каким образом Моше делает это? — Силой своей мысли.

Моше — это сила мысли, Йеошуа — это, сравнительно, сила слова. Йеошуа, который получил Тору от Моше, должен произносить слова Торы снова и снова. Не останавливаться ни на минуту в произнесении слов Торы.

Накдимон бен Гурион — «опора» Торы

Что относительно Накдимона бен Гуриона? Накдимон очень богат, и всецело предан еврейскому народу, но он не мудрец Торы, он не член Санедрина. Какое отношение он имеет к Торе? Его связь с Торой — в том, что он «опора» Торы. Еще до истории с водой, когда он обеспечивал водой весь еврейский народ на праздники (вода — это также идиома, и некоторые говорят, что вода символизирует Тору, «вода это только Тора», но он вполне буквально давал людям воду, чтобы пить). Он был богатым человеком, и он поддерживал Санедрин, он не входил в число противников Санедрина, или тех, кто воевал против него, как мы недавно обсуждали.

Санедрин — это очень похоже на то, как это есть сейчас. Санедрин — это большая ешива, и нужен кто-то, кто будет поддерживать, давать средства эту ешиву. Ребе Рашаб, пятый Любавичский Ребе, назвал свою ешиву «Томхей Тмимим», в честь тех людей, которые поддерживали ешиву своими средствами. «Томхей Тмимим» буквально означает «поддерживающие чистых», те, кто поддерживает своими средствами те чистые души, которые посвятили себя изучению Торы.

Заслуга поддерживающих изучение Торы равна заслуге изучающих Тору

Есть нечто в идее supporters, тех, кто делает возможным изучение Торы, что «причина стоит выше, чем следствие». Тот, кто поддерживает и делает возможным изучение Торы, имеет такие же заслуги, как и человек, изучающий Тору. Подобно двум братьям, Иссахару и Зевулуну, Зевулун обеспечивал Исахара, чтобы он мог изучать Тору, и они делили поровну заслугу изучения Торы.

Строители мира

Гемара рассказывает, что в действительности у него было другое имя, его настоящее имя было Буни, что означает «строитель». Каждый день в наших молитвах мы повторяем: «не читай банаих (сыновья) но бонаих (строители). Те, кто изучают Тору, названы в Писании сыновьями. Но мудрецы объясняют этот стих: «не читай ‘сыновья’, но читай ‘строители’». Ибо они строят мир, они очищают мир, с помощью своего изучения Торы.

Человек, поддерживающий изучение Торы из своих средств — также строитель. Он очень тесно связан с Храмом. Что означает Храм? Это строение, поддерживающее Б-жественное присутствие в мире. Мы еще будем говорить об этом далее.

У Накдимона бен Гуриона есть сила Торы, поскольку он поддерживает Тору. Мы находим в его биографии, что в течение всей своей жизни он поддерживал изучение Торы, не только в один критический момент, когда он был готов пожертвовать собой ради того, чтобы обеспечить водой весь народ во время праздника.

Три пути, как стать одним целым с Торой

По сути, есть три пути, как стать одним целым с Торой. Каждый из этих трех людей — это особый путь, как соединиться с Торой. Один — инноватор. Второй — хранитель, повторяющий снова и снова слова Торы. А третий — «опора» Торы. Все они равны. Эта была мысль, которая была высказана.

Человек, связанный с Торой, имеет силу, подобную силе Творца, творить и изменять мир

Говорится, что когда Вс-вышний творил мир, он «смотрел в Тору и творил мир». Человек, связанный с Торой, имеет силу, подобную силе Творца. Тора — это «чертеж» Творения.  Но если ты сам — «архитектор», который обладает этим «чертежом», то ты способен, в известном смысле управлять природой. Поскольку природа не может противостоять ему.

В первой, опубликованной Ребе беседе говорится, что природа никогда не будет противодействовать тому, что сказано в Торе. Почему? Потому что Тора — это проект Творения. Вс-вышний смотрит в Тору и творит мир. Поэтому, если ты един с Торой — ты также обладаешь способностью творить мир. Эти три человека связаны с Торой, поэтому они обладали силой изменять природу. Это сфира тиферет. Это третья сфира, символизирующая великолепие и жалость. Это сфира, связанная с Торой. Эта сфира также связана с именем Яакова, «основания Торы».



[1] Оригинальный стих, «веагита бам йомам валайла», по-видимому, допускает также толкование «говори их», а не только «размышляй о них». В оригинале употреблено слово «веагита», от корня הגה, который обычно переводится как «размышление». Однако этот же корень имеет смысл «произношение». Поэтому, по-видимому, рав трактует этот стих как «произноси их днем и ночью». Прим. переводчика