Как привести геула?



Урок рава Ицхака Гинзбурга (англ) 25 тамуза 5778, Кфар Хабад

Краткое содержание урока

"Каждый, в чьи дни не построен Храм — как будто бы разрушил его!" В эти три недели мы должны осознать, что "за грехи наши мы изгнаны из страны нашей", и сосредоточиться на служении тикун, исправления, которое требуется от нас. В первой части объясняются три пути Служения, чтобы привести избавление: распространение источников хасидизма, беспричинная любовь, и тшува. Во второй части урока эти три пути исправления ассоциируются с трем путям исправления трех нижних миров — миров брия, йецира, асия — исправление разума посредством изучения внутренней Торы, исправление эмоций посредством беспричинной любви, и исправление действия посредством тшувы.

(тема исправления трех миров во внутреннем служении продолжается также в следующем уроке в брошюре — это один урок, и он был разделен на две части для облегчения восприятия читателей).

Алеф. Три пути исправления разрушения Храма.

Вина за разрушенный Храм

Добрый вечер. Мы сейчас находимся в период "трех недель", когда мы должны сосредоточиться на том, что мы должны сделать для приведения мошиаха и геула. Мы говорим в наших молитвах "за грехи наши мы изгнаны из страны нашей", т.е., это наша вина в том, что мы находимся в изгнании.

Храм не отстроен, избавление не наступило, весь мир не исправлен, и есть горе и страдание во всем мире. Первый вопрос: "кто виноват"? Это наша тема сегодня — "кто виноват"? Ответ должен быть "я виноват"! Мы должны взять на себя ответственность за наши грехи, и за создавшуюся ситуацию. Принятие на себя вины — это та мысль, на которой следует сосредоточиться в эти три недели.

Есть известные слова Хазаль: "каждое поколение, в котором не отстроен Храм — как будто бы оно разрушило его". Как правило, цитируют "как будто бы Храм был разрушен в его дни", но оригинальная цитата звучит как "как будто бы оно разрушило его" — как будто бы то поколение, в котором не отстроен Храм, само разрушило его, активно (не "разрушен", в пассивной форме). Иногда говорится не только "каждое поколение", но "каждый, в чьем поколении поколении не построен Храм, как будто бы разрушил его". На каждом лежит личная ответственность за то, что Храм не отстроен в его дни, как будто бы это он лично разрушил. Это очень жесткие слова, и это то, о чем мы должны задумываться в эти дни.

Беспричинная любовь

Вернемся к первому выражению, которое мы упомянули, "за грехи наши мы изгнаны из страны нашей". Что это за грехи? Хазаль (мудрецы) говорят, что основной грех, за который был разрушен второй Храм, это беспричинная ненависть, ненависть между людьми безо всякой причины. Исправить беспричинную ненависть может только ее полная противоположность. Тшува, которая приведет Мошиаха - это беспричинная любовь. Любовь, у которой нет никакой причины, любовь безо всяких условий исправляет беспричинную и безусловную ненависть. Это простое объяснение, каким образом привести геула — укрепиться в безусловной любви к ближнему.

Распространение источников хасидизма

Есть ли еще практические способы, возложенные на нас, каким образом мы можем привести геула? В Зоар говорится, что геула произойдет "в милости и милосердии" посредством изучения самой книги Зоар. "Верный пастырь" (Моше) говорит Рашби, автору Зоара, что "в заслугу этой твоей книги… выйдут из изгнания с милостью и милосердием".

1500 лет спустя, Мошиах ответил на вопрос Баал Шем Това, "Когда прийдет господин"? — "Когда распространятся источники твои наружу". Распространение источников хасидизма вовне, так что не останется ничего более "внешнего". Рашби было сказано, что для того, чтобы привести мошиаха с милостью и милосердием, нужно обучать мудрости Зоара, а Баал Шем Тову Мошиах говорит еще проще и яснее, как условие, я прийду лишь тогда, когда душа Торы, внутреннее измерение Торы, распространится наружу. Это второе.

У многих людей, особенно у хасидов, первое, что приходит в голову, когда спрашивают, что нужно делать для того, чтобы привести мошиаха, это "распространение источников наружу". За грехи наши разрушен Храм, и нужно принять решение в эти дни укрепиться и делать все, что мы можем, чтобы распространять учение хасидизма в мире. У других людей первое, что приходит в голову, и это также очень хорошо и очень правильно, это то, что мы должны любить всех. Эти две вещи не идентичны, но есть связь между ними. Внутреннее измерение Торы учит нас, каким образом любить другого человека безусловной любовью. Так или иначе, беспричинная любовь не означает, что нужно идти и обучать хасидизму, это нечто иное.

Тшува

Есть также третий ответ, в открытой части Торы, на вопрос, что мы должны делать, чтобы привести мошиаха". Рамбам говорит по-простому, и Ребе приводит это много нраз, "В конце весь народ Израиля сделает тшуву в конце изгнания, и немедленно они будут избавлены". Т.е., геула зависит только от одной вещи — от тшувы.

Тшува требует душевного самоотчета, понять, где я ошибся с точки зрения Торы, и исправления действия. Если каждый начнет думать, где я был не прав, почувствует, что заблуждался (это то, что называется раскаяние в сердце), примет на себя и пообещает себе не повторять снова этот грех, и будет жить тшувой, "пока не освидетельствует о нем ведающий тайны, что не вернется к греху этому совершенно" — это способ привести мошиаха. Это тшува по простому смыслу, по галахе (еврейскому закону). Нужно сесть — как многие люди делают перед Рош ашШана, или каждую ночь перед сном - и сделать хешбон нефеш (душевный самоотчет). Некоторые даже записывают, что они сделали неправильно. Нужно решить, что завтра утром я встану, и открою новую страницу своей жизни.

Итог

Если так, мы сказали о трех вещах, которые следует делать, чтобы привести Мошиаха и построить Храм.

Первое — распространять внутреннее измерение Торы.

Второе — любить каждого еврея без всяких условий. Исправление греха, в результате которого был разрушен второй Храм,  это единственный способ, как построить его снова. Любить всех — это не то же самое, что душевный самоотчет, помолился ли я сегодня вовремя, согласно Шулхан Аруху, или нет, или даже более тонкие вещи, которые я не исполнил как положено.

Третье: по открытой Торе, по пшату, нужно делать тшуву. Первый и простой смысл тшувы, это личная тшува, тшува за наши грехи, и решение вести себя хорошо. Мы говорим также об "общественной тшуве" — делать хешбон нефеш, душевный самоотчет, за политическое положение и принять общественное решение, чтобы у нас было государство, основанное на законах Торе.

Бет. Исправление миров БИА

Исправление нижних миров

Между этими тремя вещами, которые мы упомянули, существует внутренняя связь. Они соответствуют трем нижним мирам в каббале, которые нам следует исправить. В отличие от мира Ацилут, мира исправленного Б-жественного сознания, в трех нижних мирах существует само-сознание, эго. Поэтому, в то время как о мире Ацилут сказано "не уживется рядом с тобой зло", в каждом из трех нижних миров существует зло. Чем ниже опускаются, тем больше зла и тем меньше добра — большая часть мир Брия это добро, и меньшая его часть зло, мир йецира — это половина добра и половина зла, и мир Асия, мир действия — меньшая часть его добро и большая зло. В каждом мире следует исправить зло, ради этого мы здесь.

Мир Ацилут Вс-вышний исправил в начале творения, а на нас возложено исправить нижние миры: брия, йецира, асия, которые по-простому означают: разум, эмоции, действие. Нужно исправить разум, нужно исправить эмоции, и нужно исправить действие. Очевидно, это те же три вещи, о которых мы говорили ранее.

Исправление мира Брия — правильный взгляд на мир

Самый высший из этих трех миров, это мир Брия, мир разума. Большая часть его добро, и меньшая — зло. Это мир, поставляющий нам "модели" реальности. Добрая его часть — это правильный взгляд на действительность, а дурная его часть — это жизнь в иллюзии.

Чтобы привести Мошиаха, следует исправить наше сознание, наш взгляд на мир. Ребе сказал, что нам следует "раскрыть глаза и увидеть Мошиаха". "Увидеть Мошиаха" означает полное изменение сознания. Как сделать это? Каким образом можно изменить привычные "модели" нашего мышления? — Изучение внутреннего измерения Торы — хасидут и Зоар — это то, что позволяет взглянуть на мир внутренним взглядом.

Говорится, что для Рашби Храм не был разрушен. Есть такое мышление, такой взгляд на мир, когда Храм все еще находится здесь. Постился ли Рашби 9 ава? Ведь в его глазах Храм не был разрушен! Если бы это зависело только от него, он не должен был бы поститься. Но он был частью народа, он сокрушается о сознании народа в отношении разрушения Храма. Он написал книгу Зоар, для того, чтобы перевернуть наш взгляд на мир, дать нам возможность взглянуть на мир другим взглядом.

Исправление мира брия - это распространение источников хасидизма. Учение хасидизма исправляет наше сознание, дает нам возможность смотреть на мир так, как Вс-вышний видит мир, как Рашби и остальные праведники видят мир.

Как праведники смотрят на мир? Они видят мир, предстающий перед нашими глазами, видят этот стол, но они видят все это, как облачение Вс-вышнего, как объясняется в Тании. У Вс-вышнего есть специальный "гардероб", и он постоянно меняет свои одежды, "снимает облачение и одевает облачение", но все это его одежды. Праведник постоянно чувствует, что все это одежды Вс-вышнего. Иногда получается немного отодвинуть одежду, и увидеть Вс-вышнеего непосредственно. Это геула — когда нашими мясными глазами мы будем способны увидеть Вс-вышнего, "аин беаин иръу бешув Гашем цион", "и не будут скрываться от тебя более учителя твои". Это произойдет в будущем, но и сегодня каждый из нас, не только совершенный праведник, должен смотреть на мир, на все, что происходит, на все, что мы переживаем, как на облачение Вс-вышнего. Каким образом можно удостоиться этого? — Для этого изучают и обучают хасидизму.

Научиться правильному взгляду на мир

Есть еще один способ, чтобы описать соотношение между реальностью и иллюзией в мире брия: знание против незнания. Мир брия это мир Торы, и если человек бур (безграмотен), или ам-аарец (малограмотен), "бур не боится греха, а ам аарец не может быть хасидом"), он пребывает в иллюзии. Даат это сознание и постижение.

Можно описать это как умение или неумение читать и писать. Мы сказали, что мир это облачение Вс-вышнего. Но можно также сказать, что мир - это текст, это книга. Есть люди, которые умеют читать "текст" реальности, а другие "не умеют читать". Те, кто не умеют "читать текст", живут в иллюзии. Внутреннее измерение Торы учит, как расшифровать текст действительности, превратить его в знание, и раскрыть истинную картину реальности — что в действительности существует здесь и что в действительности происходит здесь. Это есть тикун (исправление) мира брия.

Исправление мира йецира — безусловная любовь

Мир йецира - это мир эмоций. Обычно в хасидизме объясняется, что основные эмоции это любовь и страх, но иногда в хасидизме говорится, что основные эмоции это любовь и ненависть. Или ты любишь, или ненавидишь. В мире йецира "половина его добро, и половина зло". Если любовь это добро, а ненависть это зло, то половина его добро, и половина зло

Однако, не всякая ненависть есть зло. Ненависть представляется самым негативным качеством, однако, сказано: "Любящие Б-га ненавидят зло". Алтер Ребе объясняет в Тании, что совершенный праведник это тот, кто совершенно любит Вс-вышнего, и совершенно ненавидит зло. Он определяет праведника по тому, насколько он ненавидит зло и насколько он любит Вс-вышнего. Вс-вышний сам говорит, "ведь брат Эйсав Яакову, и я полюбил Яакова, а Эйсава я возненавидел" (следует отметить, что того самого Эйсава, которого Вс-вышний ненавидит, наш праотец Ицхак — в будущем он будет главным из праотцов, про него будут говорить "ты отец наш", любит больше чем Яакова). Отношение между двумя братьями это половина на половину, пятьдесят на пятьдесят. Пятьдесят процентов "эмоций" Вс-вышнего, его "эмоциональной энергии", это любовь к Яакову, и еще пятьдесят процентов это ненависть к Эйсаву. Так или иначе, ненависть это негативная качество (отталкивание), а любовь это позитивное качество (приближение).

Исправление мира йецира это исправление эмоций, две стороны которых это любовь и страх, и его исправление это безусловная любовь. Чтобы привести мошиаха, мы должны проникнуться любовью до такой степени, что она станет абсолютной и безусловной, беспричиной любовью к ближнему.

Исправление мира действия — исправление действия

Что с миром действия, самым нижним из миров? Сказано, "сотворил его, создал его, также создал его", "аф" ("также") — прерывает повествование, отделяя мир действия от миров, которые над ним. Сказано, что есть масах, парса, преграда, между миром знания и эмоций, и миром действия.

Чтобы исправить мир действия требуется третья составляющая, необходимая, чтобы привести Мошиаха — тшува. Тшува означает исправление наших дел — начать делать все правильным образом, с того момента, как мы встаем утром, до момента, когда мы идем спать ночью, и даже ночью. Ментальность должна быть — все что я делал неправильно, я должен начать делать правильно.

Подытожим

Ацилут: исправленный мир (только добро)

Брия — меньшая часть зло — исправление с помощью учения хасидизма

Йецира — половина его зло, исправление — беспричинная любовь

Асия — большщая часть зло — исправление — тшува.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .