Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

История раскрытия каббалы Ари. Рабби Яаков Цемах



Рав Ицхак Гинзбург

Рош ходеш Адар-бет, Кфар Хабад (продолжение)

Моариц

Скажем несколько добрых слов о Моариц.

Мы знаем, что «сейдер» это три поколения. Когда говорят о «сейдер», о первых поколениях каббалы Аризаля, то первый «сейдер» это сам Ари, и его самый главный ученик, без которого у нас бы не осталось ничего от его писаний — рабби Хаим Виталь. И потом его сын, который записал и привел в порядок записи своего отца — это рабби Шмуэль Виталь.

Все «Шмонэ Шеарим» это рав Шмуэль Виталь, и как Хида свидетельствует, что тот, кто хочет учить наиболее точный язык Аризаля, пусть учит Шмонэ Шеарим.

И тем не менее, основная книга каббалы Аризаля это не Шмонэ Шеарим. Основная книга Ари называется Эц Хаим. Про Эц Хаим есть другая история, как эта книга пришла в мир. Для Эц Хаим, основной, главной книги Ари, нужно было еще два поколения. Недостаточно «порядка» трех поколений, нужен был более широкий «сейдер» пяти поколений. И нужно было, чтобы после р. Шмуэль Виталя, его основным учеником был рабби Яаков Цемах, Моариц, и после Моариц, нужен был рабби Меир Папериш. Это отдельная удивительная история, нужно посвятить ему отдельный урок, возможно в ближайшее время. Он умер в возрасте 38 лет, подобно самому Ари. Почему он завершает круг? Аризаль жил 38 лет, и также рабби Меир Парериш жил 38 лет.

По поводу Моариц, есть несколько версий по поводу его даты рождения, но по наиболее распространенной версии, он жил 97 лет.

[Йорцайт р. Меира Попериша это 2 адара.]

В субботу нужно подготовиться к илула рабби Меира Папериша. Он жил в Польше. Все великие каббалисты были сефардами. У самого Аризаля есть оба корня, «Лурия» это ашкенази, а «Ашкенази» это сефард. Но рабби Меир Папериш — это удивительно, он чистый ашкенази. ОН родился и вырос в Польше. Он был очень способным, в возрасте 13 лет он начал изучать каббалу.

Нужно понять, кем были его родители, наверное, это было что-то особенное. Они увидели, что их сын велик в каббале, и ему не у кого здесь учить каббалу, и в возрасте 13 лет! они послали его в Иерусалим из Польши. И так он попал в Иерусалим, и учился у Моарица, у рабби Яакова Цемаха.

«Когда я раскрою ваши могилы»

Есть ли какая-то история в истории каббалы, когда вдруг могила раскрывается? Могила раскрывается и оттуда кто-то выходит?

Когда Ребе Рашаб умер, это 2 нисана, это еще через месяц, он сказал, на идиш: «я поднимаюсь на небеса, но писания я оставляю вам». Но был кто-то, кто поднялся на небеса, но не оставил свои писания внизу, для нас. Самые лучшие, самые точные его писания, его «маадура батра», последняя редакция всех писаний Аризаля. Это рабби Хаим Виталь. Перед своей смертью он завещал, чтобы похоронили его писания вместе с ним. Потому что он и его писания — это одно целое. В следующем поколении, поколении рабби Шмуэля, он записал в точности все, что у него было, но также эти писания были в могиле его отца. И что же делать? Ждать, пока он оживет? До самого прихода Мошиаха? «До сего дня»?

Баал тшува = «шеелат халом»

Но нашлись двое в следующем поколении, которые положили свою жизнь чтобы получить их. Они не могли жить без этих текстов. Это мсирут нефеш, когда ты не можешь жить без чего-либо. Любовь, которая не зависит ни от каких внешних причин. Они постились, и делали целый ряд действий по каббале, и дальше они задали вопрос во сне (шеелат халом) — после многих постов и мучений и каванот и молитв, они сделали шеелат халом. Сколько равно шеелат халом? Важно это знать. Это 815, это равно баал тшува. Каждый баал тшува это шеелат халом… Это поколение тшувы. Мы все шеелат халом. Что такое шеелат халом? Халом (сон) это тоже подобно какой-то могиле. Что из сна вдруг выйдет баал тшува.

Так или иначе, они сделали шеелат халом, и открылся им рабби Хаим Виталь, и он разрешил им взять из его могилы его писания, с целью распространить их в народе Израиля. Кто были эти двое, кто сделали это? Прежде всего это рабби Яаков Цемах. У него был мсирут нефеш, ради этих писаний. Второй был рабби Авраам Азулаи. Он написал книгу «Хесед леАвраам», мы немного учили из его книг в последнее время. Эти двое это те кто действовали. Рабби Яаков Цемах и рабби Авраам Азулаи. Он прадед (или дед) Хида.

Пять поколений от Ари до Эц Хаим

Давайте посмотрим на эти пять поколений от Аризаля до Эц Хаим. Еще раз. Рабби Яаков Цемах открыл их. Но тот, кто издал их — это его ученик, этот маленький мальчик, который прожил всего 38 лет, подобно самому Аризалю. Это рабби Меир.

У нас здесь пять человек. Их имена — Ицхак, Хаим, Шмуэль, Яаков, Меир. Очень важные пятеро, с которыми нужно стать одним целым, одной сущностью. Если здесь есть пятеро, то, по-видимому, это следует сопоставить пяти ступеням души? Аризаль здесь это йехида, кончик йуда. Рабби Хаим Виталь это буква йуд. Его сын, рабби Шмуэль Виталь это буква эй. «Двое друзей, которые никогда не разлучаются», отец и сын, они идут вместе. Хаим — это имя, связанное со сфирой хохма. «Мудрость дает жизнь..». Далее, Моариц, рабби Яаков Цемах, это ЗА. А тот, кто завершает круг, пишет Эц Хаим и остальные книги, «последнее издание», возможно, что язык не столь точен, но есть много добавлений. Поэтому также сефарды учат Эц Хаим. Не ограничиваются Шаар аАкдамот или даже Маво Шеарим. Прежде всего, и основа и главная книга каббалы — это Эц Хаим.

Если так, то рабби Меир Папериш это должен быть малхут, «соединены начало и конец», аспект нефеш. А наш Моариц, это руах, дух. Это живой дух каббалы. Он написал много книг.

Моариц и «четвертая революция»

Какова его история? Он связан с «четвертой революцией». Где родился Моариц? Он родился в Лиссабоне, в Португалии. После инквизиции, или даже во время инквизиции. До тридцати лет он был анус. Он прожил долгую жизнь, но до тридцати лет он был среди анусим, и не учил Тору. Он был врачом, как многие из анусим. Только в возрасте тридцати лет он убежал из Португалии в Грецию, там он открыто вернулся к своему еврейству. Мы сегодня стремимся всеми силами дойти до детей этих анусим, и вернуть их к своему народу, к нашему народу. И живой пример этого, возможно, он духовный корень этого, это Моариц. Если кто-либо возьмется создать организацию, чтобы вернуть этих анусим к еврейству, самое подходящее имя для такой организации это «Яаков Цемах». Какое то время он находился в Греции, и потом он поднялся в Эрец Исраэль, был в Цфате, в Иерусалиме. Он услышал, что рабби Шмуэль Виталь находится в Дамаске, и он поехал в Дамаск. Там он учился у него, и стал самым главным его учеником. И тогда произошла вся эта история с рабби Авраамом Азулаи, когда они сделали то, что они сделали, и смогли оживить мертвых, оживление мертвых — поднять Аризаля из могилы. Аризаль был похоронен вместе со своими писаниями — это он сам, «я сам (свою душу) записал и дал», «Анохи». Интересно, что Ари был похоронен в могиле его основного ученика, рабби Хаим Виталя.

Если так, то эти писания также вышли из Радла. Это имеет отношение к сегодняшнему дню. Отсюда можно выучить, что «и не знал никто его могилу до сего дня», эта тайна, могилы Моше рабейну, Аризаль это тоже Моше рабейну, это Радла.

(ло) яда в Мегилат Эстер

Я мог бы подумать, что должно быть какое-то ло яда также в Мегилат Эстер. Мы сказали, что в Торе есть 12 раз ло яда. Есть много удивительных намеков в этих двенадцати раз ло яда. Нужно будет дополнить.

Но в Мегилат Эстер нет «ло яда». Корень «яда», «знать», появляется 9 раз в Мегилат Эстер. Но нет «ло яда». Самое важное, это да знал. «И Мордехай узнал, все что произошло». «И разорвал Мордехай свои одежды. И облачился во вретище и прах. И пошел по улицам города, и кричал великим и горьким криком…». Основное «знать» в Мегилат Эстер это «И Мордехай узнал».

По-видимому, в Пурим должно быть и «яда», и «ло яда».

[Когда знают, облачаются во вретище и прах… Когда не знают веселятся.]

Имя йуд-ламед-йуд

Есть святое имя в каббале, второе имя из семидесяти двух имен Вс-вышнего, йуд-ламед-йуд. Есть много каванот, что оно означает. Мне кажется, стоит иметь кавану на это имя в Пурим. И также сегодня, иметь кавану на это имя, йуд-ламед-йуд. Это первые буквы слов яда-ло-яда. Также в Пурим — нужно и яда, и ло яда.

Что означает «до того как перестанет различать» в мысли, в философии? Это «цель познания что мы не способны постичь». В Пурим достигают того, что в конечном счете мы не способны постичь. Что я не знаю ничего. Совершенно ничего. Но как звучит оригинальная фраза? То, что говорят, что «цель познания — прийти к тому, что мы не способны познать» — это сокращение. Оригинальное выражение звучит «цель познания — познать, что мы неспособны познать».

Если мы представим кого-либо, кто напивается в Пурим, «обязан человек напиться в Пурим», буквально. И упасть на кровать, подобно Аману. На первый взгляд, это только «ло яда». Если он только ло яда — у него нет этого имени. Он только «ли». Это тоже очень важно. Сказано, что «всюду где написано «ли», никогда не двигается с места»… с кровати… — ни в этом мире, ни в будущем… Он только ло яда. Но для того, чтобы имя было полным, йуд-ламед-йуд, должно быть тоже яда. По-видимому, из того, что его трогает беда народа Израиля, и он облачается во вретище и золу, когда он узнает о том, что произошло, о гзейра, в заслугу этого именно он удостаивается радости ад дэло яда, выше чем всякое сознание и постижение, и тогда он удостаивается полного имени.

Если задуматься, в чем состоит переживание Пурима? Упасть на кровать с мыслью, что я не способен различить между проклят Аман и благословен Мордехай. Человек должен напиться в Пурим, до такой степени, что он узнает, что он не знает, не способен различить. Это очень высокая ступень…

По-видимому, эта ступень, когда он знает, что он не знает, по-видимому, это даат в Радла. Путь мужчины к женщине — мы сказали, что это имеет отношение к Исраэлю Баал Шем Тову. Что он способен не знать, и знать, что он не знает. И наверное, эта ступень, когда он знает, что он не знает, это то, что Алтер Ребе получил от Баал Шем Това. Это сама суть Баал Шем Това. Все остальные получили ло яда. Но суть в том, что ты способен постичь ло яда. Это то, что дэло если перевернуть буквы поулчится йелед, из ло яда рождается знание.

До сих пор первая часть.

Моариц — аспект руах. Швират келим связана с руах

Повторим. Почему Моариц это руах в цепочке каббалы? Вся цепочка пяти поколений каббалы это до нового мира. Новый мир начинается от Рашаша. Это уже новый мир. Но основа, фундамент — это пять поколений от Аризаля до Эц Хаим. Это пять поколений, и среди них есть один, который до возраста тридцати лет был анус, не учил Тору. И он стал великим учителем Израиля — это пример баал тшува. Не просто баал тшува, а анус. Только в возрасте тридцати лет он возвращается к иудаизму. И он стал продолжателем цепочки великих каббалистов, учеников святого Ари. Это нечто совершенно удивительное, как говорится. Не просто так его называют Цемах. Он вырастает, «истина вырастает из земли», он вырастает из могилы. Поэтому он удостоился поднять писания Аризаля из могилы. Его зовут Яаков, ибо «Яаков не умер». Даже когда он умер, он не умер.

Почему он соответствует в мирах именно духу (руах)? — Потому что это тайна швират келим, умерших царей. У нас есть в Сод аШем, пять великих открытий Аризаля. Баал Шем Тов обьясняет, что все они «не по простому смыслу». Что соответствует вав, руах? Швира, швират келим. Основное содержание Эц Хаим Аризаля. И то, что он сделал — это оживление мертвых — поднять их из могилы. И он сам тоже выходит из могилы. И он удостаивается, посредством своей мсирут нефеш, в чем состоит его мсирут нефеш? Что он не может жить дальше без того, что онаходится в могиле, без того, что то, что находится в могиле не встанет, он не может продолжать жить в этом мире. И он удостаивается. Поднять Аризаля из могилы. Из могилы Хаим Виталя.

До сих пор это была одна тема, что знак Пурима это йуд-ламед-йуд. Яда-ло-яда. По тому, что пишет Моариц о тайне корня души Моше рабейну, это только сегодня мы не знаем. Но «до сего дня» и не включая — когда настанет «этот день», прихода Мошиаха, тогда мы узнаем. Все сомнения, все будет разрешено. Мирно. До сих пор первый «ворт», лехаим!