Пишет Рамбам: «Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые - Моше, затем - Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так».
Вспомним, что речь идет о книге законов («Мишне Тора»), в которой нет места лишним словам, «лирике». Как же попало сюда выражение «да явится он вскоре, амен, да будет так»?! И даже если скажем, что автор мог позволить себе поместить столь эмоциональный пассаж в книге законов, место ему не в главе о красной корове, а в той части, где речь идет о Машиахе. И, что еще более удивительно, там, в главах о Машиахе, мы не находим подобных слов, полных надежды, веры и мольбы.
Там Рамбам пишет: «... а тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода - отрицает слова Торы и Моше». Обратим внимание, что здесь вера и ожидание стоят в одном ряду, «через запятую», отсюда ясно, что как для веры нету определенных сроков, но она вневременна и постоянна, так и ожидание должно быть постоянным. Как сказано: «Ибо на избавление твое надеемся все время».
Постоянное ожидание скорее касается эмоциональной сферы, чем интеллекта, знания. Это субъективное ощущение, что «я не могу достичь совершенства, пока он не пришел», ощущение, что в мире «не хватает», что мир ущербен, что несовершенство везде и во всем.
Именно поэтому Рамбам, в котором это чувство было особенно сильно, упомянув Машиаха, не может удержаться от эмоционального всплеска, даже если это ломает строгий академический стиль его книги. Молитва «прорвалась» сквозь строки кодекса. Более того, в книге, где выверено каждое слово (стиль Рамбама в этой книге называют «золотым языком»), молитва о Машиахе написана с нарушением порядка слов, словно она не написана, а произнесена в волнении и с поспешностью.
Эмор
«И говорил Б-г Моше, так: «Говори с сынами Израиля и скажи им: праздники Б-га, которые вы должны называть священными собраниями, вот праздники мои: шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это - суббота Б-га во всех местах поселения вашего».
Шесть рабочих дней недели являются подготовкой к «седьмому дню» - дню отдыха и покоя.
Наши мудрецы сравнивают шесть тысячелетий существования мира - с шестью будними днями недели. Шесть тысяч лет - годы, когда выполнением Торы и заповедей осуществляется подготовка к седьмому тысячелетию - вершине мироздания - Освобождению, называемому нашими мудрецами «днем, который целиком Суббота и покой на вечную жизнь».
В Субботе комментаторы Торы выделяют две ступени святости. Сказано: «Суббота Суббот» )»Шабат Шабатон»( Первое слово этого выражения, «Суббота» -несет в себе идею отдыха от физической работы. Второе же слово «Шабатон» выражает более высокий уровень, нежели просто воздержание от усилий.
Святость «Шабатона» вносит в духовное пространство седьмого дня внутренний покой, - более высокий, нежели физическое бездействие:
«День покоя и святости народу своему дал Ты».
И говоря: «Шесть дней будет делаться работа...» – Тора намекает на эту ступень святости Субботы. И этой высочайшей ступени мы удостаиваемся в Субботу именно и только за работу и добрые дела в течение шести будних дней недели.
Подобно этому и грядущее Освобождение:
Как только «Суббота», «Шабат» грядущего Освобождения, наступит, зло будет подчинено и прекратит войну с добром, превозмогшим, победившим его. Это аналогично прекращению физического изнуряющего труда в субботу.
Но прошедшие шесть тысячелетий активного труда, как физического, так, и это главное, духовного, служат подготовкой не только к первому периоду прихода Машиаха, Субботе, но и к Субботе Суббот.
«Шабат шабатон» – седьмое тысячелетие, когда дух не-чистоты будет уничтожен и полностью устранен из мира. Так можно истолковать слова: «Шесть дней будет делаться работа...» - на нас возложена миссия подготовить мир к приходу Освобождения - к «седьмому дню»! Это будет не только Суббота отдыха от страданий и тяжких трудов, наполняющих историю человечества.