Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваикра

Вот уже два тысячелетия, со времен разрушения Второго Храма мы не можем, как наши предки, приносишь жертвы Всевышнему. Но никто не может отменить заповеди Торы, данные на все времена.

Храмовая служба начинались и заканчивались изо дня в день «постоянной жертвой» ( корбан томид). Жертва всего народа Израиля выглядела более чем скромно: одна овца, немного жира, мука и соль. Раз в год все евреи жертвовали символическую сумму, и на эти деньгив течение целого года приносили общие жертвы. Известно, что эта простая жертва приносила каждому и всему народу Израиля благополучие и безопасность в течение всего года.

Мы учим из сказанного, что от человека вовсе не требуется, чтобы он отдал все, что у него есть, в Храм, но то немногое, что он дает, должно исходить от чистого сердца, как сказано: «что пожелает отдать сердце его».

Жертву приносили два раза в день: рано утром, перед всеми остальными жертвами, и вечером, после всех других. При этом, как уже было сказано, она называется «постоянной» (тамид). Мудрецы объясняют это тем, что ее влияние распространялось на всю Храмовую службу.

Повседневная жизнь еврея полна простых, но порой мучительных бытовых проблем, требующих решения. За этой завесой не всегда в ней можно ощутить Б-жественную святость. Более того, сама человеческая природа, разум, здравый смысл могут помешать духовному восприятию, заставить свернуть с верной дороги, поступать вопреки воле Всевышнего.

Поэтому так важно правильно начать день: принести скромную «постоянную жертву», произнести с пробуждением: «Благодарю Тебя, Владыка живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою, велика моя вера в Тебя».

Это и есть наш «корбан тамид» – «постоянная жертва», всего несколько слов, оказывающих влияние на весь день, на все дела и поступки человека от утра до утра.

Вайикра

Отрывок Торы, описывающий хлебное приношение, начинается словами: «И душа, когда принесет…» Этот необычный оборот требует особого внимания и объяснения, поскольку описания процедуры и подробностей совершения всех предыдущих жертв начинались иными словами: «Человек, когда принесет…», «Если из мелкого скота его приношение…» и т. п.

Раши говорит: «Не сказано «душа» ни про одну из добровольных жертв, кроме хлебной, минхи. Почему?

– Кто обычно приносит ‘минху’? – Бедняк (у которого не хватает денег приобрести жертвенное животное). Говорит Всевышний: «Я засчитываю ему, как будто принес свою душу’».

Жертва бедняка – не бык, и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться чтобы принести скромную минху.. Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать жертвенную муку и масло, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от принесения жертвы в связи с этим.

Во время Изгнания у нас нет ни Храма, ни жертвенника, жертвы заменены молитвой и борьбой со злым началом в душе.

Основываясь на словах: «человек, когда принесет из вас жертву», — но разве приношение будет взято «из вас»

– из самого человека? Да, еврей должен принести в жертву Всевышнему свое злое начало, свою животную душу.

Если идти вслед за этим толкованием, что же означает рассказ Торы о мучном приношении бедняка? Он только подтверждает сказанное выше: «Душа, когда принесет…» Принеси на жертвенник животное, которое в тебе, в твоей душе.

Идея этого «приношения» – «жертвование» собственным злым началом — органически связана с осознанием причины Изгнания. «За грехи наши изгнаны мы из земли нашей».

Когда же будет построен третий Храм, и приношение жертв вернется к своей изначальной форме, включая, конечно, и приближение человека (приносящего жертву) ко Всевышнему, вскоре, в наши дни.