Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ахарэй – Кдошим

Свобода выбора, данная человеку, особенно очевидна, когда речь идет не о запрещенном Торой или том, что Тора велит делать, а о «нейтральных» вещах. Хотя и дана человеку «свобода совершить запрещенное», она несколько ограничена: еврей по природе своей хочет исполнить волю Всевышнего, поэтому его свобода если не ограничена, то, по крайней мере, подвержена влиянию внутреннего желания «жить правильно».

Иное дело, когда речь идет о поступках похвальных, но не заповеданных Торой. Рамбам говорит об этом: «никто не принуждает его, никто не решает за него».

Не следует воспринимать свободу выбора как безусловную данность, она — великий дар Всевышнего и, по сути, великое чудо. Человек, как и все сотворенное, находится в полной власти Творца — и при этом свободен в своих поступках. Более того, всю свою «жизненность» (энергию, силы, способности) человек постоянно получает от Творца. Может ли быть чудо больше этого?

Человеку даны особые силы «избрать добро». Всевышний мог навязать человеку Свою волю, но дал ему свободу выбора. Более того, Всевышний мог дать свободу выбора, но разделить все на веленное и запретное,- но Он оставил между черным и белым «серое» — поле в котором Он не говорит человеку, как поступить. Более того, он дал человеку силы и возможность совершать выбор вопреки природным, животным наклонностям и страстям. Всевышний, Который может сделать с человеком все, что пожелает, не принуждает человека ни к чему. А человек, силы которого так ограничены, может принудить себя, может совершить выбор вне всякого внешнего влияния.

Может ли быть большее чудо? Оказывается, да. Свобода выбора и опция «выбрать добро» основаны не на «твердости характера» или иных ресурсах самого человека, но на особых силах, которые дает для этого Творец. И, поскольку речь идет не о наших, а о Его силах — источник этот неисчерпаем.

Ахарей-Кдошим

«Будьте святы, ибо Свят Я – Всевышний, Б-г ваш». Мудрецы толкуют это так: «Освящай себя в разрешенном тебе».

То есть: к тому, что Тора разрешила использовать, надо относиться как к вещи излишней.

Например, хорошо воздержаться от трапезы, если желание есть проистекает лишь из стремления получить удовольствие и в этой пище нет необходимости для здоровья и поддержания жизни.

Старый Ребе в книге «Танья» пишет: «То, что запрещено — запрещено, а то, что можно — не нужно». Этим человек и освящает себя.

Для того, чтобы подготовить мир к приходу Маши-аха, работа над «освящением себя» в особой степени необходима, так как во времена Освобождения раскрытие Б-жественности будет окружать весь мир и пронизывать его насквозь.

Тогда сущность Всевышнего раскроется в мире, подобно тому, как человек, находясь у себя дома, раскрывается свободно, безо всяких ограничений, — в отличие от пребывания его на улице или в гостях, где человек ограничен в действиях и в выражении себя.

Раскрытие Б-жественности во времена Освобождения будет полным в каждом месте и каждом предмете.

Поэтому изучение Торы и выполнение заповедей, а также воздержание от вещей запрещенных Торой недостаточны для достижения миром и человеком состояния готовности к наступлению Освобождения.

Даже тот, кто выполняет Тору и заповеди, может оставаться «самостоятельным существованием» — по-прежнему ощущать себя отдельным от Все-вышнего, лишь в некоторых ситуациях — во время выполнения 613 заповедей, — принуждая себя выполнять их — принуждая себя подчиниться б-жественной Воле.

Когда же еврей «освящает себя также в разрешенном ему», — это означает, что он «убирает» себя, свое персональное существование полностью и все «место» предоставляет лишь для раскрытия Б-жественности.

Только так он, а посредством его и весь мир, становятся пригодными для того, чтобы принять полное раскрытие Б-жественности эпохи Освобождения.