Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ахарон шел Песах

Одно из главных требований Торы, относящееся к празднованию Песах, гласит: «В каждом поколении должен человек видеть себя вышедшим из Египта», — должен по-настоящему ощутить себя рабом, выведенным на свободу.

Об Исходе из Египта говорят мудрецы: «Благодаря вере своей были освобождены отцы из рабства». Можно ли лично ощутить чудо освобождения из рабства, не поняв феномена веры и причин освобождения?

Прежде всего, надо сказать, что в еврейской традиции вера не воспринимается как универсальное, присущее всем народам свойство.

Вера праведников-неевреев есть результат аналитической и созерцательной работы разума, о таких говорят: «он нашел Всевышнего».

Еврейская же вера не создана в недрах рассудка, о ней можно сказать, что «Всевышний нашел (выбрал) себе народ». Идея Б-жества по сути ближе и естественнее для евреев, чем очевидные законы природы. Еврей верует от рождения.

Именно об этом говорит Иерусалимский Талмуд: «еврей верит во Всевышнего и сеет». Странная фраза! Казалось бы, причем здесь еврейство и при чем здесь вера?

Разве нееврей не пашет и не сеет? Разве у него не всходит посеянное? Разве нету верующих неевреев?

Но слова мудрецов необычайно точны: именно сев может служить пробным камнем веры.

Все знают, что по законам природы посеянные зерна прорастают, дают урожай, однако, психология еврея такова, что он не стал бы на это полагаться. Он бы не стал изводить запасы зерна, закапывая их в землю, только в надежде на безотказность законов природы.

Еврей сеет, потому что верит в помощь Творца. И Творец помогает. Разумеется, не только еврею, но разным людям Он помогает по-разному.

Вот и работают на соседних полях еврей и нееврей, у нееврея всходит, потому что он хорошо распахал и посеял, потому что прошел во-время дождь. А у еврея всходит, потому что он вер ит.

И все попытки уподобиться народам мира в поведении и восприятии мира приводят к тому, что еврейское поле становится бесплодной пустыней. В чем дело, посеяли то же, что и соседи, те же удобрения уложили, а урожая нет? Не подходит, значит, нам нееврейская «агрономия» — ни в физической, ни в духовной сфере.