Из бесед Любавичского Ребе
«И было на восьмой день...» - так начинается недельная глава «Шмини». «Кли якар» задает вопрос: почему этот день назван восьмым - ведь прежде говорилось о ритуале освящения, длящемся всего семь дней?
Само по себе число восемь указывает на особое свойство этого дня. Как известно, числа от единицы до семи связаны с материальным миром, а число восемь - со всем, что выше него. Вот и о восьмом дне освящения сказано: «Сегодня Всевышний откроется вам».
Впрочем, «материальность» чисел от единицы до семи нисколько не принижает их, ведь седьмой день - святая суббота. Это не принижает субботу, но подчеркивает, что и святой день покоя был частью семи дней Творения. Но по сравнению с символическим значением «восьмерки» даже суббота, «семерка», подобна будням. Сказанное не только не отвечает на вопрос «Кли якар», но еще больше обостряет его: если таковы свойства восьмого дня, то почему он присовокуплен к семи?!
Мудрецы говорят, что в дни Машиаха на арфе будет восемь струн. Все наше служение Всевышнему ограничивается семью ступенями, но полное совершенство будет достигнуто только на восьмой. Можно было впасть в ошибку и пренебречь семью ступенями в поисках восьмой. Но нельзя оторвать восьмой день освящения от семи предшествующих и взойти на восьмую ступень, минуя семь нижних.
Обратимся к феномену субботы. С одной стороны, это один из семи дней Творения, с другой - он отделен от шести предшествующих и назван святым, а остальные - будничными. Суббота - день покоя, но покоя активного, о котором сказано: «И будут соблюдать сыны Израиля субботу, творя субботу (лаасот эт га-шабат)...»
Однако суббота воспринимается и как символ будущего, мессианского состояния мира, о котором сказано: «День, который весь - суббота». Этот аспект не может быть достигнут нашим служением. Он - дар свыше. Именно об этом аспекте субботы Всевышний говорит: «Удивительный дар есть в Моей сокровищнице для вас -имя ему суббота».
Но дар этот нельзя получить, минуя семь ступеней материального служения. Мудрецы говорят: «Тот, кто потрудится накануне субботы, будет есть в субботу» («Аво-да зара», За).
Восьмой день освящения, день откровения Всевышнего, восьмая ступень служения, восьмой день недели -полная суббота - все это выше нашего служения и будет дано в дар Всевышним. Но «получит дар тот, кто потрудится» («Мегила», 266).
Проще говоря, чтобы день можно было назвать восьмым, надо наполнить служением семь дней, ему предшествующих.