Из бесед Любавичского Ребе
Тору невозможно обвинить в излишнем многословии: всякое слово на месте, ни одной лишней буквы. Поэтому трудно не заметить кажущуюся "избыточность" в начале недельной главы "Эмор":
"И сказал Всевышний Моше: скажи когенам (священнослужителям), сынам Аарона..., скажи..."
Сказал... скажи... скажи. Не странно ли?
И толкуют мудрецы: скажи взрослым, чтобы предостерегли младших. То есть, каждая заповедь Торы (каждый запрет) не только обязывает взрослых, но и должен быть передан, преподан детям.
Тогда непонятно, почему такой важный принцип оказался не в начале, а в середине Торы?! Да еще в законах, касающихся именно когенов.
Чтение каждой главы Торы приходится на определенное время года. И хотя наш календарь не укладывается в точности в рамки общепринятого нееврейского, каждая глава имеет свое, относительно постоянное место в календаре. Это не случайное совпадение.
Старый ребе говорил: "Надо жить в ногу со временем", и пояснял, что всякое время тесно связано с определенным разделом Торы. Всякий отрезок времени ставит свои вопросы, и ответы на них надо искать в синхронных им текстах Торы.
Глава "Эмор", о которой мы говорим, читается в дни месяца ияр, в дни отсчета омера. Весь месяц, все его дни, посвящены отсчету, суть которого воспитание терпимости и любви к ближнему. Если исход из Египта был аналогом рождения (народа), то пятьдесят дней вслед за ним - воспитание, готовящее к встрече с Торой (шавуот).
Фразу, с которой мы начали: "скажи взрослым, чтобы предостерегли младших...",- можно прочесть иначе. Слово "предостеречь" (легазгир) можно связать не только с загир - осторожный, но и с зогэр - сияющий. Мы помним, что и слово сфира (отсчет омера) - связано с сиянием (намек на сияние драгоценного сапфира).
В дни омера, в дни траура по жертвам внутриеврейской распри и неуважения друг к другу, нет дела важнее, чем воспитание будущего поколения. Поколения, которое не только будет осторожно (загир) по отношению к достоинству ближнего, но и будет сиять (зогэр) любовью к нему.