Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эмор

Из бесед Любавичского Ребе

Тору невозможно обвинить в излишнем многословии: всякое слово на месте, ни одной лишней буквы. Поэтому трудно не заметить кажущуюся «избыточность» в начале недельной главы «Эмор»:

«И сказал Всевышний Моше: скажи когенам (священнослужителям), сынам Аарона…, скажи…»

Сказал… скажи… скажи. Не странно ли?

И толкуют мудрецы: скажи взрослым, чтобы предостерегли младших. То есть, каждая заповедь Торы (каждый запрет) не только обязывает взрослых, но и должен быть передан, преподан детям.

Тогда непонятно, почему такой важный принцип оказался не в начале, а в середине Торы?! Да еще в законах, касающихся именно когенов.

Чтение каждой главы Торы приходится на определенное время года. И хотя наш календарь не укладывается в точности в рамки общепринятого нееврейского, каждая глава имеет свое, относительно постоянное место в календаре. Это не случайное совпадение.

Старый ребе говорил: «Надо жить в ногу со временем», и пояснял, что всякое время тесно связано с определенным разделом Торы. Всякий отрезок времени ставит свои вопросы, и ответы на них надо искать в синхронных им текстах Торы.

Глава «Эмор», о которой мы говорим, читается в дни месяца ияр, в дни отсчета омера. Весь месяц, все его дни, посвящены отсчету, суть которого воспитание терпимости и любви к ближнему. Если исход из Египта был аналогом рождения (народа), то пятьдесят дней вслед за ним — воспитание, готовящее к встрече с Торой (шавуот).

Фразу, с которой мы начали: «скажи взрослым, чтобы предостерегли младших…»,- можно прочесть иначе. Слово «предостеречь» (легазгир) можно связать не только с загир — осторожный, но и с зогэр — сияющий. Мы помним, что и слово сфира (отсчет омера) — связано с сиянием (намек на сияние драгоценного сапфира).

В дни омера, в дни траура по жертвам внутриеврейской распри и неуважения друг к другу, нет дела важнее, чем воспитание будущего поколения. Поколения, которое не только будет осторожно (загир) по отношению к достоинству ближнего, но и будет сиять (зогэр) любовью к нему.