Беседа Ребе
Отрывок Торы, описывающий хлебное приношение, начинается словами:
«И когда душа принесет...»
Этот необычный оборот требует особого внимания и объяснения, поскольку описания процедуры и подробностей совершения всех предыдущих жертв начинались иными словами:
«Когда человек принесет...»,
«если из мелкого скота его приношение...» и т. п.
Раши говорит: «Не сказано "душа" ни про одну из добровольных жертв, кроме хлебной - минхи. Почему? Кто обычно приносит минху? Бедняк, [у которого не хватает денег приобрести животное для жертвы]. Говорит Всевышний:
'[Сколь малым ни было бы его приношение], Я засчитываю ему его так, как будто он принес свою душу'"».
Жертва бедняка - не бык и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться, чтобы принести скромную минху.
Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать муку и масло для принесения жертвы, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от жертвоприношения в связи с этим.
Во время изгнания у нас нет ни Храма, ни жертвенника, жертвы заменены молитвой и борьбой со злым началом в душе.
Сказано: «Когда человек принесет жертву из вас», - но разве приношение может быть взято «из вас» - из самого человека? Да, еврей должен принести в жертву Всевышнему свое злое начало, свою животную душу. Принести на жертвенник животное, которое в нем, в его душе.
Идея этого «приношения» - заклание собственного злого начала - органически связана с осознанием причины Изгнания. «За грехи наши изгнаны мы из страны нашей».
Когда же будет построен Третий Храм, вернется к своей изначальной форме и принесение жертв, включая, конечно, и приближение человека, приносящего жертву, ко Всевышнему, - да случится это вскоре, в наши дни!