Из бесед Любавичского Ребе
Недельная глава рассказывает о страшной и загадочной болезни-наказании - цараат (обычно этот термин переводят на русский как «проказа», однако это вряд ли можно считать удачным переводом). Но вот что интересно: Машиах, которого евреи ждут из поколения в поколение, величайший мудрец и пророк, тот, о ком сказано, что он от плеча своего??? будет выше всего народа, назван в Талмуде прокаженным! Более того, это сказано не мимоходом, но названо в качестве важного факта («имя ему - прокаженный»).
Этот странный текст, разумеется, не может быть с легкостью принят в его буквальном смысле, следует уяснить его внутренний мистический смысл.
Но прежде надо понять, что цараат не похожа ни на одну болезнь, нам известную. Во-первых, внутренние органы не претерпевают никаких изменений и функционируют нормально. Во-вторых, даже кожа, которая, казалось бы, поражена болезнью, изменяется только внешне. Никаких болевых или иных неприятных ощущений - только пятна на коже.
Итак, переходя к духовному, мистическому анализу этого феномена, отметим, что цараат проявляется исключительно внешне, не задевая внутренний мир человека.
Два тысячелетия нашего изгнания можно уподобить страшной болезни, которая охватила все тело - от мозга и сердца до кожи и ногтей. Единственным лекарством от этого недуга было изучение Торы и соблюдение заповедей. И лекарство это сломило и победило болезнь. Сегодня, накануне Избавления, тело почти исцелено. И, как это порой бывает после исцеления от долгой тяжелой болезни, остались лишь пятна на коже. Это уже почти косметический дефект, ведь даже болей они не вызывают. Это весьма напоминает описание цараат.
Довести лечение до конца должно поколение Машиаха. Он несет на себе болезнь поколения, и, пока народ не вполне исцелен, Машиах подобен больному цараат.
Его излечение зависит от нашего поколения. И прежде всего, от осознания нашего состояния. Ведь известно, что тот, кто не знает о своей болезни, не может излечиться.
Нам же важно не просто осознать «состояние здоровья» нашего поколения, но и двойственность этого состояния. С одной стороны, есть место для оптимизма: уже побеждены страшные внутренние недуги, осталось лишь вернуть коже здоровый вид. С другой стороны, пока все тело покрыто причудливыми пятнами цараат, трудно считать больного вполне излечившимся.
Это состояние лучше всего передается хасидским присловьем: все уже в праздничных мундирах, осталось начистить пуговицы.