Вайеце

"И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан". Название города, из которого вышел Яаков, - Беер-Шева (дословно: "колодец семи" или "колодец клятвы") - Тора объясняет двояко: "клятва" - союз, заключенный Авимелехом и Авраамом у колодца; "семь" - намек на седьмой колодец, вырытого Ицхаком, сыном Авраама, после заключения мира с Авимелехом. Оба толкования намекают на спокойствие и благополучие народа Израиля. Слова, завершающие стих: "...пошел в Харан" - намекают на состояние противоположное ("ха-ран" от корня "гнев").

Почему милосердный Всевышний "гонит" еврея из благополучной Беер-Шевы в бурлящий гневом Харан, почему не дано еврею спокойно сидеть в "шатре Торы"?! В качестве ответа на этот вопрос Тора приводит рассказ о жизненном пути Яакова. Яаков был первым из праотцов, всесыновья которого последовали его путем. В Талмуде говорится: "Не как Авраам, из которого вышел Ишмаэль, и не как Ицхак, из которого вышел Эсав, но как Яаков, ложе которого цельно". Когда Якову пришла пора жениться - "строить дом в Израиле", ему было велено выйти из Беер-Шевы, оставить ешиву Шема и Эвера и следовать в Харан. Яаков, родоначальник еврейского народа, казалось бы, должен был оставаться в Беер-Шеве. Почему же ему было велено он покинуть Беер-Шеву и прийти в Харан - место сокрытия Б-жественности, место, где легко давалось совершение грехов, а выполнять заповеди было тяжело. Именно благодаря тому, что Яаков устоял в этом испытании, он и построил дом в Израиле, и мудрецы говорят, что "ложе его цельно" - все дети Яакова пошли его путем, стали праведниками, родоначальниками колен Израиля.

Этот рассказ - урок каждому еврею: именно благодаря столкновению с испытаниями и их преодолению еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый, привести в мир детей, которые не оставят путь отцов. Намеревающийся построить дом в Израиле - еврейскую семью - может подумать: "Хватит. До сегодняшнего дня я достаточно учил Тору, молился и заботился об исполнении заповедей. Сейчас, когда я вынужден столкнуться с "внешним" миром: кормить семью, заботиться о детях, - я должен оставить все это и отдаться изучению обычаев той страны, в которую иду". На это отвечает Тора: нет! Теперь-то и пришло время молитвы, как сказано: "ва-ифга ба-маком" - "обратился к молитве".


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .