(Из книги)
Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, предоставилась возможность снова совершить его, но раскаяние удержало его от этого, а не страх и не бессилие (например, если человек когда-то находился в преступной связи с женщиной и вдруг снова оказался наедине с ней. и любит ее по-прежнему, и телом крепок, и происходит это в том же месте, где когда-то было совершено прелюбодеяние, и все же он удержался от греха) - это полное раскаяние. Об этом сказал Шломо: "Вспомни о Творце твоем в дни юности твоей, пока не придут тяжелые дни, годы, о которых скажешь ты: "Не желаю их..." (Когелет, 12:1)". Если грешник раскаялся лишь в старости, когда ему уже не по силам совершить то, что он делал в молодости, - его раскаяние, хотя и не является полным, принимается, и он возвращается к Всевышнему. Даже тому, кто грешил всю жизнь, и раскаялся в день своей смерти, и умер раскаявшимся, прощаются все грехи, как сказано в продолжении приведенного выше стиха: "...пока не погасло солнце и свет [дня], луна и звезды, и снова не соберутся тучи после дождя" (Когелет, 12:2) - Это - намек на день смерти; следовательно, даже тот, кто вспомнил о Творце своем и раскаялся только перед кончиной, прощается.
В чем состоит раскаяние?
Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха, как сказано: "Да оставит грешник путь свой и преступный человек - замыслы свои..." (Иешаягу, 55:7).
И он сожалеете совершенном, как сказано: "Ибо, одумавшись, я начал сожалеть [о содеянном] и, осознав [свою вину|, я [в досаде] ударил себя по бедру, устыдился и смутился, ибо покрыл себя позором грехов юности своей" (Ирмиягу, 31:18) - и призывает в свидетели Того, Кому ведомо тайное, что никогда более не совершит этого греха, как сказа но: "Не назовем более богом нашим творение наших рук" (Гошеа, 14:4). Кроме того, следует исповедаться и выразить словами все эти мысли, все решения, которые человек принял в сердце своем.
Всякий, кто произносит слова исповеди, но в душе своей не принял решения оставить свой грех, подобен тому, кто окунается в очистительный водоем, держа в руке нечистого гада, - такому человеку омовение не поможет до тех пор, пока он не отбросит эту тварь; и сказано так: "Тот, кто исповедуется и прекращает [грешить], будет помилован" (Мишлей, 28:13).
В исповеди следует рассказать о совершенном грехе, как говорится о том в Торе: "Совершил этот народ великий грех: сделал себе золотого идола" (Ше-мот, 32:31).
Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош га-Шана до Йом-Ки-пур они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: "Ищите Господа, когда можно Его обрести, призывайте Его, когда Он близко" (Йешаягу, 55:6). Сказанное относится лишь к отдельному человеку; общине же Всевышний внимает в любое время, если люди раскаиваются и взывают к Нему от всего сердца, как сказано: "Есть ли еще такой великий народ, к которому Б-г так близок, как близок к нам Господь, Б-г наш, [отвечающий нам] всякий раз, когда мы взываем к Нему!" (Дварим, 4:7).
Раскаяние и Йом-Кипур искупают только вину перед Всевышним - например, вину того, кто ел запрещенную пищу или совершил прелюбодеяние. Но тому, кто виновен перед другим человеком. - например, нанес ему телесное повреждение, или проклял его, или ограбил, - грех не простится вовек, если он не заплатит ближнему то, что тому причитается, и не помирится с ним. Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощения. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы тот его извинил. Если обиженный все же не прощает, виновный должен привести трех его друзей, и те попросят за него прощения. Вновь не простил обиженный - приводят еще трех друзей, если и это не помогло - еще трех. Если и на третий раз обиженный не простит обидчика - тот не обязан более просить прощения, и не желавший простить несет вину на себе. Если обиженный был учителем обидчика, тот должен просить прощения, если понадобится, тысячекратно - до тех пор, пока учитель не извинит его.
Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души. Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого - таков закон сынов Израиля, чистых сердцем; не таков нееврей, чье сердце необрезано, - "гнев его не угасает вовек" (Амос, 1:11). И так сказано о гивонитянах, которые не желали прощать: "И гивонитяне - не из сынов Израиля" (Шмуэль II, 21:2).
Тот, кто провинился перед ближним, и тот умер прежде, чем виновный успел попросить у него прощения, должен привести десять человек к могиле покойного и сказать в их присутствии: "Грешен я перед Господом, Б-гом Израиля, и перед таким-то; поступил я с этим человеком так-то и так-то". Деньги, которые виновный остался должен, следует передать наследникам пострадавшего, а если таковые неизвестны, нужно оставить деньги в суде и исповедаться.
Хотя повеление трубить в рог в Рош ha-Шана - воля Всевышнего [и потому не нуждается в дополнительном обосновании], оно содержит в себе намек. Трубный звук как бы зовет: "Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь [ко Всевышнему] с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приноссят пользы и спасения, - позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый". Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело - и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира. Об этом сказано: "Праведник - основа мироздания" (Мишлей, 10:25) - то есть тот, кто оправдал себя, способствовал перевесу добрых дел в своих поступках, дал перевес добру над злом во всем мироздании.
Поэтому принято усердствовать в совершении добрых дел, в раздаче милостыни и исполнении заповедей в дни от Рош ha-Шана до Йом-Кипур более, чем во все остальные дни года.
Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником - ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником - у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе:
"Вот, человек стал единственным; от него - познание добра и зла" (Берешит 3:22) - то есть, человеческий род - единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло. И поэтому далее сказано:
"Как бы не простер он руку..." (Брейшит, 3:22).
Да не придет тебе на ум, о чем говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть - праведником или злодеем. Это неверно. Всякий может стать праведником, как Моше-ра-бейну или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, - лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет. Об этом сказал Ирмеягу:
"Из уст Всевышнего не исходит [повелений о] зле и добре" (Эйха, 3:38) - то есть Творец не заставляет человека быть праведным или грешным. А раз так - преступник сам виноват в своей греховности, и потому ему подобает плакать и скорбеть о том, что сделал он со своей душою; поэтому сказано далее:
"О чем будет скорбеть живой человек?
Он да скорбит о грехах своих" (Эйха, 3:39).
Продолжая свою мысль, Ирмеягу говорит, что так как нам дана была свобода воли и мы по своему усмотрению совершили все эти злодеяния, нам следует вернуться с раскаянием ко Всевышнему, оставить свой дурной путь - ведь и сейчас наша воля свободна; об этом говорится далее: "Обдумаем свои поступки, и исследуем их, и вернемся к Господу" (Эйха, 3:40).
Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: "Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло" (Дварим, 30:15) . И еще сказано:
"Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие" (Дварим, 11:26)
- то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить - любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано: "О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною [все дни]" (Дварим, 5:26) - то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей - в их власти.
Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определенному пути, или вынуждала его принять определенный образ мыслей, или определяла его моральные качества, - как фантазируют об этом глупцы-астрологи, - как же [Всевышний] мог бы отдавать человеку повеления через пророков: "поступай так-то", "не поступай так-то", "исправьте пути ваши", "не поддавайтесь злому началу в себе"? Ведь, по их мнению, или все это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора?
По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит?
Ты можешь удивиться и спросить: "разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано: "Все, что пожелает, делает Господь на небе и на земле" (Тегилим, 135:6) . Знай, что все - по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля - вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал все, что человек в силах совершить.
И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела - вознаграждают его, если творит зло - карают. Об этом говорили пророки: "Из-за вас самих было так" (Малахи, 1:9), "Они сами избрали свой путь" (Йешаягу, 66:3).
И об этом сказал Шломо: "Радуйся, юноша, юности своей... но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд" (Когелет, 11:9) - то есть, знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.
Если спросишь ты: "Ведь Всевышнему известно все, что произойдет, еще до того, как это случилось. Знает ли Он, что человек станет праведником или грешником? Если предположить, что Он знает, что человек будет праведником, то получится, что тот не может не стать праведником; если допустить, что, хотя Ему и известно, что человек будет праведником, человек может все-таки стать грешником - то это не истинное знание". Знай, что ответа на этот вопрос не вместят все земные просторы и вся ширь морская; он включает в себя множество основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы. Однако ты должен знать и понимать следующее: как мы уже объясняли во второй главе "Законов об основных принципах Торы", Всевышний, благословен Он, знает обо всем, но знание это не является чем-то отличным от Него, как у людей, которые не тождественны своему знанию, но Он, да превознесено будет Его Имя, и Его знание - тождественны. Человеческий разум не в состоянии по-настоящему понять это так же как невозможно постичь сущность Самого Творца: "Не может узреть Меня человек и остаться в живых" (Шемот, 33:20), - так невозможно постичь и сущность знания Создателя. Об этом сказано: "Не Мои мысли - ваши мысли, и не пути ваши - Мои пути" (Йешаягу, 55:8). Мы не знаем, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем, но мы должны твердо знать, что поступки человека - в его собственных руках, и Всевышний не принуждает его и не решает за него, поступить ли ему так или иначе. И не только предание учит нас верить в этот принцип; он убедительно доказуем с помощью логики. И поэтому говорили пророки, что человека судят за его поступки. И это - основополагающий принцип в словах пророков.