Основатель движения Хабад был младшим и любимым учеником Великого Магида. Учитель велел юноше составить новую редакцию галахического кодекса «Шулхан Арух». Из этого огромного труда до нас дошла некоторая часть глав (несколько из них – в двух разных редакциях). Тот, кто не получил в детстве полноценного еврейского воспитания и восполняет пробелы в образовании в зрелые годы, с интересом прочтет главу об изучении Торы.
На том, кого отец не учил Торе в детстве, лежит обязанность самостоятельно изучать Тору, как сказано в книге «Дварим»: «...изучайте... и старайтесь исполнять...».
Изучение Торы должно быть полным и систематическим и охватывать как Письменную, так и Устную Тору, ведь сказано: «.все заповеди».
Приступает к занятиям, взрослый человек не должен следовать программе, по которой учатся, обычно, дети и подростки. Он не может (подобно детям) отложить на более поздний период изучение Талмуда, ведь никто не знает, сколько ему осталось жить.
Поэтому следует разделить время, отпущенное на учебу на три равные части: для Писания, Мишны и Талмуда.
К последней категории текстов в наше время добавляют книги «первых» и «последних» законоучителей («Арбаа турим», «Шулхан арух», «Пискей аРош», «Бейт Йосеф»и др.)
Важно помнит, что по мнению многих такой ученик не может принимать самостоятельные решения, связанные с практическим применением закона даже для самого себя, так как он знаком только с формулировками закона, но не с его предпосылками и внутренней логикой.
Комментарии к Танаху и Тадмудическую агаду следует изучаться во время, отведенное для Мишны, ведь она тоже является толкованием 613 заповедей Торы. А вот изучение каббалы входит во время, предназначенное для изучения Талмуда.
Все сказанное о планировании времени учебы относится только к первым шагам в самостоятельных занятиях. Со временем учащийся достигнет уровня, на котором не будет более необходимости посвящать время изучению текстов Письменной Торы и знакомиться с Устной, знания станут полными и прочными, они будут высечены на сердце его.
Но и после этого он должен периодически повторять изученное, чтобы ничего не забыть.
На этом этапе большая часть времени должна быть посвящена изучению Талмуда: дискуссий и логики законотворчества.
Талмуд в трактате «Шабат» говорит: «Сначала следует закончить изучение законов, лишь затем толковать их».
Так говорят мудрецы: «Хочешь постичь мудрость Того, Чьим словом была создана вселенная? Изучай агаду, и ты постигнешь мудрость Его и пройдешь по путям Его»
Отметим, что некоторые мудрецы считают, что с самого начала учебы не стоит делить время учебы на три равные части. По их мнению, поскольку Талмуд труднее Мишны, а Мишна труднее Танаха, следует разделить время учебы на неравные части, так, чтобы завершить изучение всех трех частей одновременно. Желательно следовать этому мнению.
Вот в чем нет разногласий: в начальный период обучения недостаточно повторять пройденный материал дважды или трижды. Тексты следует повторять многократно, чтобы запомнить их наизусть.
Знания в Устной Торе оценивают по умению верно ответить на вопрос мгновенно, без колебаний.
Это верно и в наши дни, когда Устная Тора записана и всегда можно заглянуть в книгу.
Не думай, что, повторяя одно и то же, человек теряет попусту время, которое мог бы посвятить новому материалу, ведь сказано: «...не твоя забота завершить дело, но ты не вправе и оставить его...»
Некогда, когда все тексты заучивалось наизусть и передавались изустно, делали так: учили сначала две-три главы Мишны или Барайты в неделю, повторяя их по сто раз и более. «Нельзя сравнить изучающего главу сто раз с тем, кто учит ее сто один раз».
В наше время, когда Устная Тора записана, нет необходимости заучивать материал по сто и более раз. Довольно лишь время от времени повторять изученное, чтобы запечатлелось в памяти навсегда и с предельной четкостью.
Тора возлагает огромную ответственность на того, кто забывает выученное из-за пренебрежения обязанностью повторять материал. Но это справедливо только по отношению к нерадивому. Если же, например, работа отнимает у человека много времени и сил, и тех часов, которые он уделяет учебе, недостаточно, чтобы регулярно повторять изученное, то он не виноват и не будет обвинен.
Не виноват и тот, для кого учение непосильно и потому пройденное не остается в памяти, несмотря на многократное повторение. В этом случае Тора не даже не обязывает человека постоянно заниматься теми темами, которые им плохо усваиваются. Наоборот, следует заниматься преимущественно тем, что более понятно ему и легче запоминается.
Но и тот, кто забывчив по природе своей, не свободен от заповедей «...оберегай душу свою, чтобы не забыл ты...» и «повторяй (слова Торы)». Ибо заповеди даны в равной мере каждому.
В любом случае, даже слабый ученик должен хорошо изучить законы, имеющие повседневное практическое значение: большинство глав «Орах хаим», часть «Йоре деа» (главное: законы кашрута), «Эвен эзер» (семейное право) и «Хошен мишпат» (гражданское и уголовное право).
Кстати, и те, кто обладает большими способностями к учебе и хорошей памятью, должны в первую очередь изучить именно эти законы.
Изучение агады тоже чрезвычайно важно: она является источником мировоззренческих и моральных основ.
Знающий хорошо практические законы, может ежедневно выделять время на изучение нового материала. Желательно построить программу так, чтобы вся Устная Тора была прочитана по крайней мере один раз.
Изучение всей Торы есть исполнение заповеди «И если строго соблюдать будете все заповеди эти...».
Изучающий Тору должен произносить вслух каждое слово, как сказано: «Да не отойдет книга Учения эта от уст твоих; произноси ее слова днем и ночью...»