Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тшува

Из законов о раскаянии по Рамбаму.

Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, предоставилась возможность снова совершить его, но удержало его от греха раскаяние, а не страх или иная причина – это и есть полное раскаяние.

Если же грешник раскаялся лишь в старости, когда ему уже не по силам грешить, – его раскаяние, хотя и не является полным, принимается, и он возвращается ко Вс-вышнему. Даже тому, кто грешил всю жизнь, и раскаялся в день смерти, и умер раскаявшимся, прощаются все грехи.

В чем состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха. И он сожалеет о совершенном, как сказано, и призывает в свидетели Того, Кому ведомо тайное, что никогда более не совершит этот грех. Кроме того, следует покаяться вслух, то есть произнести исповедь, выразить словами все эти мысли, все решения, которые человек принял в сердце своем.

Всякий, кто произносит слова исповеди, но в душе своей не принял решения оставить свой грех, подобен тому, кто окунается в очистительные воды, держа в руке нечистого гада, — такому человеку омовение не поможет до тех пор, пока он не отбросит эту тварь прочь. В исповеди следует рассказать о совершенном грехе.

Пути раскаяния таковы: раскаявшийся плачет пред Вс-вышним, молит Его о прощении, раздает милостыню, насколько позволяет ему его достаток, удаляется от соблазна, который ввел его в грех, и берет себе новое имя, как бы говоря этим: «Я – другой человек, не тот, кто грешил», -и изменяет все свои поступки к лучшему, и идет прямым путем, и покидает свой дом – ведь скитания искупают грех, ибо приучают человека к скромности и смирению.

Предпочтительно покаяться в своих грехах публично, рассказывать людям о своих проступках, совершенных в отношении ближних, говоря: «Грешен я перед таким-то, так-то и так-то поступил я с ним и теперь раскаиваюсь и сожалею об этом». Всякий, кто из гордости не рассказывает о своих грехах, скрывает их, – не достигает полного раскаяния. Сказанное относится к грехам, совершенным по отношению к ближним. Когда же человек провинился только пред Вс-вышним, ему не следует рассказывать о своих грехах: тот, кто поступает так, проявляет бесстыдство; но следует вернуться к Вс-вышнему и поведать Ему о своих преступлениях; когда же исповедуются на людях, конкретный проступок не упоминают. И это благо, что грех не становится известным, ибо сказано: «Счастлив тот, чье злодеяние прощено, а грех сокрыт» («Тегилим», 32:1).

Хотя раскаяние и мольба важны и уместны всегда, в десять дней от Рош ha-шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: «Ищите Г-спода, когда можно Его найти, призывайте Его, когда Он близко» (Йешаягу, 55:6).

Сказанное относится лишь к отдельному человеку; общине же Вс-вышний внимает в любое время, если люди раскаиваются и взывают к Нему от всего сердца.

Йом-Кипур – время раскаяния для всех, для отдельного человека и для общины; это окончательный срок для прощения и отпущения грехов Израиля, поэтому в этот день все должны раскаяться в своих грехах и исповедаться. Закон об исповеди в Йом-Кипур предписывает произнести ее в первый раз в канун этого дня, до последней трапезы перед постом, – на тот случай, если человек умрет до наступления поста, не успев исповедаться. Несмотря на то, что была произнесена исповедь перед трапезой, в Йом-Кипур вновь исповедуются вечером в молитве Маарив и днем в молитвах Шахарит, Мусаф, Минха, Неила. В каком месте молитвы произносится исповедь? Каждый произносит ее после своей личной молитвы, посланник общины включает ее в четвертое благословение при повторении молитвы вслух.

Текст, принятый у всего Израиля, начинается словами «но мы грешны…», это основа исповеди. Хотя человек покаялся в своих грехах в прошлый Йом-Кипур, он вновь должен исповедаться в них год спустя, несмотря на то, что он остался тверд в своем раскаянии.

Раскаяние и Йом-Кипур искупают только вину пред Вс-вышним. Тому же, кто виновен перед ближним, грех не простится вовек, если он не возместит ближнему ущерб и не помирится с ним. Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощения. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы тот его извинил. Если обиженный все же не прощает, виновный должен привести трех его друзей, и те попросят за него прощения. Вновь не простил обиженный – приводят еще трех друзей, если и это не помогло – еще трех. Если и на третий раз обиженный не простит обидчика – тот не обязан более просить прощения и не пожелавший простить несет вину на себе. Если обиженный был учителем обидчика, тот должен просить прощения, если понадобится, тысячекратно – до тех пор, пока учитель не извинит его.

Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души. Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, чистых сердцем.

Человек, провинившийся перед ближним, и тот умер прежде, чем виновный успел попросить у него прощения, должен привести десять человек к могиле покойного и сказать в их присутствии: «Грешен я пред Г-сподом, Богом Израиля, и перед таким-то; поступил я с этим человеком так-то и так-то». Деньги, которые виновный остался должен, следует передать наследникам пострадавшего, а если таковые неизвестны, нужно оставить деньги в суде и исповедаться.

Всякий, кто сожалеет о совершенных добрых делах, говоря: «Какая польза в них? Лучше бы я не делал этого», – теряет все свои заслуги, ни одна из них не учитывается, как сказано: «И праведность праведника не спасет его в день, когда он согрешит (Йехезкель, 33:12).

Однако есть грехи, за которые человек лишается удела в грядущем мире, его постигает вечная погибель и кара за его великий грех и злодеяние. Это относится к атеистам, еретикам, к тем, кто не признает Тору, не верит в воскрешение из мертвых, в приход Машиаха, к вероотступникам, к тем, кто ввел многих людей в грех, и к тем, кто исключает себя из народа, к тем, кто дерзок в злодействе, к доносчикам и к тем, кто, руководя общиной, проявляет излишнюю строгость к ней не во Имя Вс-вышнего, к виновным в пролитии крови, в злословии и к тем, кто делает себе операцию, чтобы скрыть обрезание.

Тот, кто исключает себя из народа Израиля, хотя и не нарушает Закон, не имеет удела в грядущем мире. (По переводу р. М. Шнайдера)