Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Число "семь"

Число «семь»

Число «семь» имеет особое значение в иудаизме: «все седьмое любимо».

Это свойство семерки, выражающее присущую ей особую святость, выявляется наиболее ярко в двух знаменитых «семерках»: в седьмом дне недели, субботе, и в седьмом, «субботнем», годе. Их называют «суббота человека» и «суббота земли». Швиит или шмита — тоже названия субботнего года.

Законы, связанные с этим годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:

1) запрещено обрабатывать землю в год шмита;

2) все, что рождает земля в этот год, считается гефкер (бесхозным);

3) шмита отменяет все денежные задолженности.

В книге «Ваикра» (гл. 25) сконцентрированы законы швиит. В частности, там сказано: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, будет земля покоиться в субботу во имя Господа. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой виноградник и собирай все плоды своей земли, а в седьмой год — суббота суббот будет земле, суббота во имя Г-спода: поле твое не засевай и виноградник твой не обрезай…»

Запрет обрабатывать землю в год швиит в самом общем виде означает, что все работы, цель которых — выращивание растений, развитие их и улучшение, запрещены, а все работы, цель которых — устранение убытков и вреда, — разрешены.

В той же главе сказано: «И да будут плоды субботы земли вам пищей: и тебе, и рабу твоему, и пришельцу, которые живут… и зверям, что живут на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу».

И еще сказано в книге «Шмот» (23): «А в год седьмой оставляй землю в покое, не трогай ее, чтобы питались бедняки в народе твоем, а остатком после них питались звери полевые…»

Итак, нам приказано сделать весь урожай года швиит бесхозным, никому не принадлежащим. Тора подчеркивает, что нет запрета есть эти плоды, но торговать ими нельзя. Мудрецы зачислили тех, кто торговал плодами швиит, в разряд людей, которые не имеют права давать в суде свидетельские показания, ибо те, кто отвергает столь фундаментальную заповедь в погоне за наживой, легко могут стать лжесвидетелями.

Хозяин земельного участка имеет право собирать на нем плоды, выросшие в год швиит, и даже продавать их — но при выполнении следующих условий:

1) количество этих плодов невелико, и предназначаются они для немедленного употребления;

2) в это время на поле или в саду остаются такие же плоды, и дикие звери без труда могут питаться ими — однако с того момента, как эти плоды исчезают с поля, их следует убрать и из дома. Нельзя также собирать плоды швиит в склады и кладовые;

3) плоды швиит обладают святостью, которой нельзя пренебрегать, — и поэтому их нельзя выбрасывать или использовать каким-либо необычным образом.

В наше время законы швиит исполняются лишь по решению мудрецов. Статус года шмита тесно связан со статусом года йовель.

«Юбилейный год» — это каждый пятидесятый год, когда все земли, проданные в течение пятидесятилетия, возвращаются их первоначальным владельцам, когда рабы-евреи выходят на свободу, когда прекращается всякая обработка земли и плоды ее объявляются бесхозными, подобно тому, как это происходит в год швиит. Однако закон о «юбилейном годе» выполняется только тогда, когда весь народ Израиля живет на своей земле: «И провозгласишь свободу всем жителям твоей земли». С тех пор, как десять израильских колен были уведены в изгнание (в эпоху Первого Храма), и по сей день мы не удостоились того, чтобы все евреи жили на территории Страны Израиля, и с тех пор законы «юбилейного года» не действуют.

Законы швиит также не должны были бы выполняться в наше время, но мудрецы, заботясь о том, чтобы эти заповеди не забылись в народе Израиля, постановили их исполнять (только швиит, но не йовель).

Поэтому мы не имеем права пренебрегать законами швиит, хотя с их соблюдением связано множество трудностей и материальных убытков. Многие земледельцы в Израиле пунктуально соблюдают все, что связано с годом швиит, а взамен работ, которые в этот год не выполняются, они находят другие…

Те земледельцы, которые относятся к этим законам менее строго, полагаются на так называемый гетер мехира (в последних поколениях ставший камнем преткновения между авторитетами Торы):

накануне наступления года швиит земля продается неевреям, и таким образом в этот год земледелец как бы обрабатывает нееврейскую землю. Однако этого еще не достаточно, чтобы таким образом сделать разрешенными все виды работ на земле или неограниченное использование урожая этого года.

Идейный смысл заповеди швиит совершенно ясен: это социальный декрет, по крайней мере раз в семь лет внедряющий в умы идею всеобщего равенства Представьте себе: раз в семь лет все становятся равными — нет «даров беднякам», нет трумот у-маасрот, нет ни того, кто оказывает социальную помощь, ни того, кто ее принимает, — все имеют равные права на все, что растет на земле.

Земле этот год дарит покой, свободу и процветание. Ведь и землю нельзя эксплуатировать бесконечно, время от времени она должна отдыхать и накапливать силы для следующих рабочих лет.

И еще: год швиит дает возможность земледельцу заняться иной деятельностью — духовной, дать пищу своей душе.

Подобно субботе, когда человек отдаляется от материального мира физического труда и духовно обновляется для последующих шести рабочих дней, человеку дается целый год, чтобы он поднялся на новый духовный уровень, сохраняя традиционные ценности народа Израиля.

Излагая законы швиит, Тора говорит: «Вот что такое шмита:

пусть простит всякий заимодавец, который дал деньги в долг ближнему своему, и не взыскивает этот долг с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашена шмита во имя Господа» («Дварим», 15).

Поэтому 29-го элуля, в последний день года шмита, отменяется всякий долг, время взыскания которого еще не пришло. Это дает возможность человеку, обремененному долгами, открыть новую страницу в своей жизни.

Из книги главного раввина Израиля р. Исраэля-Меира Лау «Практика иудаизма».