О видах греха

О ВИДАХ ГРЕХА

Многочисленные письма читателей содержат вопросы о грехе. Заметим, что слово «грех» (хет) передает в святом языке существенно отличный от принятого в русском смысл. Слово это однокоренно глаголу «промахнуться». Грех - поступок, который мешает человеку исполнить свое предназначение, решение, которое уводит человека в сторону от цели.

(Рамбам, "Мишнэ Тора") Из двадцати четырех видов, четыре вида грехов настолько тяжелы, что Господь воздерживается от помилования грешника, в других же случаях Господь помогает кающемуся осуществить свои благие намерения и вернуться в лоно Господне. Самыми тяжкими грешниками являются:

1. Тот, который заставляет народ грешить или мешает народу исполнять заповедь.

2. Тот, кто использует свое влияние для совращение другого с путей Торы.

3. Тот, кто дает возможность своему собственному ребенку удалиться от путей Торы, не давая ему правильное воспитание и руководство; или тот, кто имеет возможность предостеречь другого от греха и не делающего этого.

4. Тот, кто утешает себя размышлениями: "Я буду грешить, а потом покаюсь", или "День Искупления, во всяком случае, уничтожит все мои грехи".

Следующие пять видов грехов таковы, что своим поведением и поступками грешник сам закрывает себе путь к Тшуве.

5. Тот, кто отделяет себя от общины и не участвует в общественной жизни евреев, лишая себя заслуг,

принадлежащих всей общине и заслуг общинной молитвы и покаяния.

6. Тот, кто отрицает слова мудрецов и презирает их священные писания, лишая себя таким образом огромной духовной пользы, которая содержится в них, их влияния и вдохновения.

7. Тот, кто глумится над заповедями Бога, - потому что он вряд ли будет каяться в своих грехах.

8. Тот, кто презирает своих духовных учителей; потому что без их руководства он вряд ли найдет дорогу к покаянию.

9. Тот, кто не любит слов упрека; потому что человеку очень трудно достигнуть Тшувы без влияния извне.

Следующие пять видов грехов составляют грехи, трудно поддающиеся исправлению.

10. Когда кто-нибудь оскорбляет или причиняет урон всей общине (как, например, в случае злоупотреблений общественными деньгами), - потому что виновник не может просить прощения у каждого пострадавшего, а каждый член общины является пострадавшим в результате этого поступка.

11. Когда участник совершенного воровства не знает собственника украденной вещи и не может поэтому вернуть эту вещь. Кроме того, участвуя в воровстве, он поощряет вора и поэтому он совершает грех, который очень трудно загладить.

12. Найдя что-нибудь на улице и опустив немедленные поиски собственника потерянной вещи; потому что позднее ему будет вряд ли возможно найти правомерного собственника вещи и в его владении останется вещь, которая ему не принадлежит.

13. Оскорбление проходящего мимо бедного человека или незнакомца; потому что будет невозможно найти след оскорбленного человека и получить от него прощение или возместить его убытки.

14. Взять взятку за дачу неправильного решения или за определенно неправильный совет. В этих случаях трудно измерить размеры причиненного зла или убытков пострадавшей стороны и определить правильное возмездие.

Следующие пять грехов остаются без покаяния, потому что они не рассматриваются в качестве грехов:

15. Принять приглашение разделить трапезу, которой недостаточно пищи для хозяина и гостя. Это подобно грабежу, потому что приглашение является вынужденным - хозяин стыдится не пригласить гостя к трапезе, и в результате этого чувства стыда лишает себя еды. Гость может думать, что приняв приглашение, он ничего плохого не совершил, но подобного рода приглашения должны по настоящему отклоняться.

16. Использовать обещание, являющееся обеспечением займа. Кредитор может думать, что тот ничего плохого не делает, потому что от этого не страдает обещание. Но, в действительности, это делать нельзя без согласия собственника.

17. Совершить грех, наблюдая, за неприличным зрелищем. Наблюдающий может думать, что он сам не делает ничего плохого, потому что он только наблюдает; но, в действительности, Тора запрещает это и там написано:

"И ты не должен заблуждаться твоим сердцем и твоими глазами".

18. Удостоиться почета за счет другого, без намерения пристыдить другого, как например, когда кто-нибудь сравнивает себя с другим, чтобы доказать, что он стоит выше того.

19. Наводить подозрение на невинного, не обвиняя открыто невинную сторону; даже легкий намек или инсинуация являются грехом, независимо от того, как незначительны они не были бы.

И, наконец, пять видов греха, которые становятся плохой привычкой, и грешнику трудно избавиться от них:

20. Распространение скандальных и вредных доносов и сплетен является грехом, даже если рассказы эти отвечают действительности и переданы без злого умысла. Грех этот включает всякого рода сплетни, которые выслушиваются и повторяются.

21. Клевета (лашон гa-pa) - грех человека со злым языком, который хуже убийцы, потому что он разбивает репутацию человека, более ценную, чем жизнь, и "убивает" своим языком три жертвы: себя, человека, выслушивающего его клевету, и оклеветанного человека.

22. Гнев. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет неисправимый вред себе и другим.

Кроме того, человек, который легко рассерживается или чувствует себя обиженным, отрицает, косвенным образом, Божественное Провидение и вот почему гнев подобен язычеству.

23. Грешное мышление. Разрешить себе думать о грешных вещах может превратиться в плохую привычку и привести к серьезным преступлениям.

24. Поддержание общения с плохой компанией может тоже превратиться в дурную привычку и привести к плохим деяниям.

www.machanaim.org.il/philosop/in_ramb.htm

Запись опубликована в рубрике: .