О ЧЕЛОВЕКЕ
Принято считать, и это в большой мере верно, что в рамках иудаизма нет места теологии. Действительно, наши мудрецы традиционно занимались не столько размышлением о Б-ге (о котором можно сказать совсем немного, если не впадать в антропоморфизм), сколько о человеке. Предлагаем вам отрывок из классического произведения Рамхаля (р. Моше-Хаим Луцато 1707-1747) "Путь Всевышнего" в переводе Фримы Гурфинкель.
Человек - создание, сотворенное ради приобщения к Благословенному. Ввергнутый между совершенством и ущербностью, человек наделен способностью обретать совершенство. Однако происходить такому надлежит по выбору и по воле его, поскольку, будь он в поступках своих вынужден выбирать совершенство, он не стал бы в действительности обладателем такового, и намерение всевышнее не осуществилось бы. Поэтому необходимо было предоставить это его свободному выбору: чтобы он в равной мере клонился к обеим сторонам (к добру и злу) и не был вынужден (обратиться) к одной из них. Он наделен силой выбирать и способен выбрать сознательно и добровольно (одну из двух сторон), какую пожелает, и может также тою обладать, какую пожелает. Итак, человек сотворен с добрым и дурным побуждением, и ему предоставлен выбор уклоняться в ту сторону, куда он желает.
Ради достижения этой цели наилучшим образом всевышней мудростью предопределено, чтобы человек соединял в себе две противоположности: духовную ясную душу и земное мрачное тело. Каждая из них уклоняется в сторону своей природы, иначе говоря, тело - к материальному, а душа - к духовному. И между ними непрестанно ведется битва. Если душа одержит верх, она поднимет себя и поднимет тело вместе с собой, и тогда человек обретет совершенство, ему назначенное. Если же он позволит материальному одержать верх, то тело его опустится, а вместе с ним опустится и его душа. И тогда человек становится недостойным совершенства и отрешается от Него. Человек же, однако, в состоянии подчинить материальное разуму своему и душе, чтобы обрести совершенство, как мы о том говорили.
Б-жественным благом установлен предел человеческим усилиям, направленным на достижение совершенства. Завершив свои усилия, человек обретет (определенный уровень) совершенства и вечно пребудет в покое и удовлетворении им. И в связи с этим установлены были два периода: пора трудов и пора получения вознаграждения.
Однако мера блага превосходит (все остальное). (Период) трудов ограничен и длится столько, сколько мудростью Благословенного как надлежащее предопределено.
В то время как (период) получения вознаграждения не ограничен, и вечно (человек) наслаждается им обретенным совершенством.
Поскольку периоды (трудов и получения вознаграждения) отличаются друг от друга, состояние (человека) и происходящее с ним (в разные периоды) также различными будут. Когда (человек) прилагает усилия (к достижению совершенства), он должен пребывать в условиях, доставляющих ему все необходимое для таких усилий. Иначе говоря, (в этот период) духовное и материальное неизбежно находятся в противоборстве.
При этом ничто не препятствует материальному властвовать и свое делать в известной мере, и ничто не препятствует духовному властвовать и свое делать в известной мере. Ничто не даст материальному окрепнуть больше надлежащего, но и духовному также не даст окрепнуть больше надлежащего. И хотя казалось бы, что такое (преобладание духовного над материальным) лучше, в действительности в свете истинного назначения и желаемого от человека, т.е. чтобы он совершенство обретал собственными усилиями, такое добром не является. Однако в период получения вознаграждения ему надлежит пребывать в состоянии противоположном. Чем больше власть материального в ту пору, тем больше душа омрачена и устраняема от приобщения к Творцу. И потому надлежит, чтоб в ту пору лишь душа властвовала, а материя подчинялась бы ей полностью, не оказывая никакого сопротивления.
Поэтому сотворены были два мира: этот мир и мир грядущий. Этот мир с его обстановкой и естественными законами необходим человеку на протяжении всего периода усилий (направленных на достижение совершенства). А мир грядущий с его обстановки и законами необходим ему в период получения вознаграждения.
Следует также знать, что первоначально человек существенно отличался от того, каким мы видим его и воспринимаем теперь. Великая перемена произошла в нем в результате греха Адама, первого человека, когда и человек, и мир изменились по сравнению с бывшим прежде. Многочисленные детали этой перемены с их последствиями будут обсуждаться нами в дальнейшем. Итак, говоря о человеке и обо всем, что с ним связано, следует различать между его состоянием до совершения им греха и состоянием после того...
Когда Адам, первый человек, был сформирован, он находился именно в том положении, о котором мы говорили. Он соединял в себе две названные выше противоположности: душу и тело. Его окружение содержало как добро, так и зло, он же находился между ними в равновесии, имея возможность приобщиться к тому, к чему пожелает. Ему надлежало избрать добро. Тем самым он дал бы своей душе одержать верх над телом, духовному над материальным. Он тотчас обрел бы совершенство и в нем покоился бы вовеки.
И знай, что хотя действие души в теле мы обнаруживаем лишь в жизнедеятельности и в способности мыслить, на деле она призвана очищать тело как таковое в его материальности и возвышать его ступень за ступенью, так чтобы ему присоединиться к душе в наслаждении совершенством. Первый человек, Адам, достиг бы этого, если бы не согрешил. Его душа очищала бы тело все больше и больше, пока оно не достигло бы уровня, необходимого для пребывания в наслаждении вечном.
Когда Адам, первый человек, согрешил, все претерпело существенную перемену. Первоначально действительность была ущербной в такой мере, чтобы Адам мог находиться в состоянии равновесия, о котором мы говорили. А это в свою очередь давало ему возможность обретать совершенство трудами рук своих. Однако из-за совершенного им греха прибавилась и умножилась ущербность в самом человеке и во всей действительности, а исправление значительно усложнилось по сравнению с бывшим прежде. Вначале (человек) легко мог преодолеть присущий ему недостаток и обрести совершенство. Всевышней мудростью было то установлено по мере блага и прямоты. Поскольку зло и недостаток в человеке объяснялись лишь тем, что такое было заложено в его природе при его формировании, человек, устраняясь от зла и обращаясь к добру, мог тотчас избавиться от недостатка и обрести совершенство. Однако своим грехом он нарушил совершенство больше, чем прежде, и ущербность умножилась. Человек сам себе причинил зло, отныне ему уже не так легко избавиться от недостатка и обрести совершенство, как тогда, когда он не являлся причиной собственной ущербности, но таким был в основе своей сформирован. И, разумеется, теперь требуется двойное усилие для обретения совершенства. Прежде человек и мир должны возвратиться к первоначальному состоянию, которое предшествовало греху (первого человека). И лишь затем они взойдут от того состояния к состоянию совершенства, к чему Адаму надлежало взойти. Однако Б-жественным правосудием предопределено, что ни человеку, ни миру не дано отныне достичь совершенства, пока они пребывают в состоянии деградации, т.е. в их виде нынешнем, в котором преумножилось зло. Они неизбежно должны пройти стадию разрушения, а это есть смерть для человека и разрушение для всего сущего, что деградировало вместе с ним. Душа способна очистить тело лишь после того, как она его покинет и тело умрет и подвергнется распаду, а после того заново будет отстроено, и душа сможет войти в него и освободить его от нечистоты. Также и мир в целом должен разрушиться (и прекратить существование) в своем нынешнем виде, а затем приобрести иную форму, достойную совершенства.
Человеку предопределено умереть и воскреснуть из мертвых.
А миру - разрушиться и обновиться.
В этом смысл сказанного мудрецами:
"Шесть тысяч лет существовать миру и одно (тысячелетие) разрушенным быть, а затем Вме-вышний вновь обновляет Свой мир"
(Сангедрин 97).
Согласно этому положению, истинное воздаяние, т.е. получение вознаграждения, о котором мы говорили выше, имеет место после восстания из мертвых, в мире обновленном.
Тогда человек и телом, и душой своей наслаждение испытывать будет, поскольку душа освободит его тело от нечистоты и подготовит его к наслаждению тем благом.
Однако там люди будут отличаться друг от друга своим уровнем и достоинством в зависимости от того, сколь усердны были они в мире трудов и сколько стараний приложили к достижению совершенства.
Благодаря этому душа сама воссияет и озарит тело и освободит его от нечистоты, и оба они обретут великолепие возвышенное и удостоятся приблизиться к Господину, благословен Он, чтобы озаряться светом Его и наслаждаться Его истинным благом.
Итак, человеку предопределено умереть, и составные части его (тело и душа) временно должны разъединиться, чтобы впоследствии соединиться вновь.
Но и в период разъединения каждой из этих двух частей надлежит находиться в месте подобающем...
Тело возвращается к основе своей, разлагается и утрачивает свою форму.
Из праха будучи, к нему оно и возвратится, и о том Благословенный сказал Адаму:
"Ибо прах ты, и к праху вернешься" (Берешит 3, 19). А душе, оправданной деяниями своими, остается лишь ждать, пока с телом произойдет все, что произойти должно: вначале тлен и разрушение и пребывание в прахе на протяжении времени необходимого, а затем восстановление, чтоб душе вновь войти в него.
Однако в период переходный (душа) также нуждается в месте.
И для этого уготовлен мир душ.
Покинув тело, души достойные попадают туда и пребывают там в покое, пока тело претерпевает то, что ему претерпеть положено.
На протяжении всего этого периода души испытывают высшее блаженство, подобное тому, что будет даровано им впоследствии в пору истинного воздаяния, о чем мы говорили выше.
Уровень (индивидуума) в мире душ определяется в соответствии с делами его, чем определяется также и последующее воздаяние.
Однако истинного совершенства, предназначенного для достойных его, ни тело, ни душа в отдельности достичь не могут, и (достигают его), лишь соединившись вторично после восстания из мертвых.
Помимо того, что мир душ является местом, где душа пребывает в ожидании тела, он приносит великую пользу самой душе, а впоследствии и телу при восстании из мертвых.
В силу предопределения человек может достичь совершенства только после смерти, хотя благодаря его поступкам оно открывается ему при жизни, без чего ему никогда бы (совершенства) не обрести, потому что нет иного периода для обретения такового кроме (пребывания) в этом мире до смерти.
И к тому же в силу предопределения до тех пор, пока душа находится в теле в этом мире, от которого зло неотъемлемо и от него невозможно устраниться полностью, она также омрачена и лишена ясности.
И хотя благодаря добрым деяниям, совершаемым человеком, (душа) обретает совершенство драгоценное, оно обнаружиться не может, и (душа) не воссияет должным образом в соответствии с обретенным ею достоинством, но все останется сокрытым в ней самой, пока не настанет пора обнаружиться.
И препятствие здесь не со стороны души, а со стороны тела, которое само при этом теряет, не получая должного очищения на протяжении всего периода (жизни).
Однако (душа) также теряет, ведь она находится в заточении и не может распространять свое сияние.
Кроме того, она не может выполнить свое назначение, которое состоит в очищении тела.
Будь она в состоянии содеять это, она обрела бы совершенство великое в силу этого действия как такового. Ведь проявление совершенства состоит в благодеянии и совершенствовании других, и действие это подобает (душе) по природе ее, ибо она для этого создана.
А всякое творение совершенствуется, выполняя назначенное ему Творцом, и лишается совершенства в противном случае.
Когда же душа покидает тело и попадает в мир душ, сияние ее распространяется и ярким становится, как подобает ей в соответствии с деяниями (при жизни человека в этом мире). Благодаря обретаемому в пору пребывания (в мире душ) душа восстанавливает силы, ослабленные (в пору ее пребывания) в теле.
Тем самым она готовится к выполнению своей миссии в период восстания из мертвых, чтобы, возвратившись в тело в свое время, совершить надлежащим образом действие очищения, о котором мы говорили.