Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Кому подобает быть главой еврейского народа?»

«Кому подобает быть главой еврейского народа?»

Бунт Кораха был вызван борьбой за власть. Кто же может править евреями? Предлагаем вам статью р. Й.-Д. Соловейчика «Кому подобает быть главой еврейского народа?»

Тора настороженно относится к тому, чтобы отдать отдельному человеку абсолютную власть над его собратьями. Только Б-г, поскольку Он Творец всего сущего, всеведущ и всемогущ способен править как Небесный Владыка, Мелех Эльон. Анализ текста Торы и юридических кодексов, связанных с назначением царя, недвусмысленно показывает, что иудаизм уделяет много внимания вопросам власти одного человека над другими и стремится ограничить область действия такой власти и ее полномочия.

«Если, когда ты придешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ею, и устроишься на ней, ты решишь: «Поставлю я над собой царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то волен ты поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе» (Второзаконие 17:4, 15). Далее Тора требует, чтобы царь этот ограничил размеры своего царского хозяйства (например, число своих жен); «и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно». Он должен также своей рукой переписать для себя свитки Торы, дабы, утвердиться в мысли, что он — конституционный монарх, подчиняющийся законам Торы, а не абсолютный правитель. Тем самым «не будет возноситься сердце его над братьями его, и не будет уклоняться он от закона ни вправо, ни влево, чтобы продлились дни его на царстве своем, он и сыновья его среди Израиля» (там же, 20).

Рабби Негорай поясняет в Талмуде (Сангедрин 206), что Тора не предписывает евреям в обязательном порядке назначать себе царя; просто Тора предвидит, что у них может в будущем появиться искушение сделать это. Как мы читаем в 1-й книге Шмуэля (8:5), евреи действительно попросили царя, и именно этими самыми словами.

Хотя Тора считает монархию или любой другой вид абсолютной власти предосудительными, в ней предвидится, что израильтяне поддадутся искушению «быть как другие народы, которые вокруг них». Большинство комментаторов, включая Ибн Эзру, Рамбана и Абарбанеля, поддерживают эту точку зрения рабби Негорая — что назначение царя в Израиле есть снисхождение к человеческой слабости или политической реальности и не является обязательным. С религиозной точки зрения, это, в крайнем случае, допустимое, но совершенно не обязательное действие. (Впрочем, рабби Йегуда считал иначе: он утверждал, что выдвижение царя совершенно обязательно, что это заповедь, предписанная Торой (Сангедрин, там же). Взгляд Маймонида по этому вопросу совпадает с точкой зрения рабби Йегуды.)

Почему Тора возражает против абсолютной власти? Почему нежелательно препоручить одному человеку власть над его со братьями?

Общеизвестен и является аксиомой тот факт, что власть имеет тенденцию разлагать того, кто ею обладает. Даже на самого благородного правителя, руководствующегося самыми благими намерениями, оказывают влияние слава, богатство и могущество, связанные с его положением. Это может привести его к тому, что он перешагнет границы данной ему законом власти и поддастся соблазнам произвола и тирании. Человеческое «эго» с большой долей вероятности может оказаться искаженным и отравленным неограниченными возможностями, предоставляемыми высоким положением. Может случиться так, что у правителя разовьется неутолимая жажда восхищения народа, и он станет так строить свою политику, чтобы с помощью пышности, расточительных торжественных церемоний и экспансионистских стремлений к еще большей власти добиться преклонения людей. Он становится рабом того, что можно назвать наименьшим общим кратным массовых вкусов и вульгарных инстинктов. И хотя его авторитет кажется беспредельным, он все-таки жаждет приветственных криков толпы и становится прислужником ее изменчивых пристрастий. Даже самая благородная личность может оказаться выбитой из равновесия из-за такого внутреннего разлада.

Когда пророк Шмуэль обвинил царя Шауля в том, что тот преступил законы Всевышнего, царь пытался оправдаться тем что ему приходилось удовлетворять неуемную тягу своих подчиненных к военной добыче и подчиняться их требованиям. Фактически он признал, что был не тем, кто идет впереди, а тем, кто идет вослед (1-я Книга Шмуэля 15:15).

Это столкновение между воспаленным «эго», взбудораженным неограниченной властью, и потребностью в одобрении толпы создает условия, которые препятствуют осуществлению эффективного руководства.

Есть еще одна причина, по которой Тора сдержанно относится к идее абсолютной власти: она заключается в том, что сформулировать критерии идеального руководства весьма непросто. Кто должен править? Можно ли человека блестящего, напористого считать более предпочтительным для этой цели, чем скромного и признающего свои ошибки?

Случайности рождения и обстоятельств могут возвысить того или иного человека до более привилегированного положения, одарив его умением держать себя по-царски и экстравертной личностной направленностью, привлекающей к нему массы.

История полна примеров некомпетентных правителей, сеявших вокруг себя опустошение вопреки всей их врожденной царственности. Так кто же тогда имеет право быть правителем?

Возможно, именно по этим соображениям ни один человек на свете не имеет права властвовать над другим человеком. В конце концов, быть предводителем — это атрибут Бога; только Господь может властвовать по всей справедливости, без ошибок и злоупотреблений. Мы говорим в наших молитвах: «Только Всевышнему быть царем и предводителем» и «Тебе, Господи, царство, и превознесен Ты над всеми» (1-я Книга Хроник 2:11). и хотя мы считаем, что подражание Господу — это основной предлагаемый Торой путь к моральному совершенствованию (Второзаконие 13:5; 28:9), но в отношении власти это неприменимо, власть — целиком Его прерогатива. Да, мы говорим: «Как Он милосерден, должны и мы быть милосердны», но никогда не скажем: «Как Он всемогущ, должны и мы быть всемогущи». Мелех Эльон, Царь Небесный, с недоверием относится к мелех эвьон, царю земному. Последний имеет тенденцию воспринимать себя слишком серьезно.

Именно жажда чрезмерной власти толкнула Адама и Еву к первому греху. Хитрый змей, стремясь отвратить человека от послушания Богу, искушает его соблазнами абсолютной власти: Но знает Господь, что в день, в который вы вкусите от него, откроются глаза ваши, и будете вы как великие, знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Он заверил их, что они получат бессмертие и приобретут власть, равную власти Бога. Вот перед этим искушением они и не смогли устоять. Как жаждет человек власти, и насколько неспособен он нести ее ответственность!

Социальная и политическая действительность зачастую делает необходимым облекать властью царя или другого правителя, хотя, в идеале, Тора рекомендует обходиться без этого.

Продолжение следует