Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Семь недель отсчитай себе

СЕМЬ НЕДЕЛЬ ОТСЧИТАЙ СЕБЕ

Во вторую ночь Песах мы начинаем отсчитывать семь недель, то есть 49 дней, до праздника Шавуот.

Во времена Храма на исходе первого дня Песаха сжинали охапку ячменя, обмолачивали его, мололи муку и просеивали ее сквозь тринадцать сит. Омер (2480 см3) этой муки доставляли в Храм. С этого момента весь новый урожай становился разрешенным в пищу для всех. Прежде чем еврейский календарь был зафиксирован на основании математических расчетов, случалось, что первый день холь-гa-моэд оказывался субботой. Но и в таком случае исполняли заповедь принесения омера в Храм.

Заповедь исчисления омера и в наши дни, после разрушения Храма, остается в силе.

Исполняют ее следующим образом. Немедленно после того, как наступает ночь (обычно после молитвы Маарив), произносят благословение: «Благословен Ты… повелевший нам исчисление омера». Затем говорят: «Сегодня — такой-то день после принесения омера».

После завершения первой недели омера добавляется и счет недель: «Сегодня — такой-то день, то есть столько-то недель и столько-то дней после принесения омера». Это уточнение связано с тем, что об исчислении омера в Торе сказано дважды: один раз — «отсчитайте пятьдесят дней», а другой раз — «семь недель отсчитай себе».

Тот, кто забыл совершить исчисление омера ночью, должен сделать это назавтра днем — но уже без благословения. После этого во все прочие дни он произносит благословение перед исчислением омера. Однако если человек пропустил целые сутки, он обязан продолжить исчисление омера, но уже не произнося при этом благословение.

Если после захода солнца, но раньше, чем вы успели совершить исчисление омера, вас спрашивают, какой сегодня день омера, не отвечайте прямо («сегодня — такой-то день»). Ведь сказав это, вы исполните заповедь исчисления омера и не сможете в этот день произнести благословение. На такой вопрос принято отвечать так: «Вчера был такой-то день омера». Абудрагам считает, что смысл заповеди исчисления омера состоит в постоянном напоминании о приближении дня дарования Торы. Дни между Песахом и Шаву-от — самое напряженное время для земледельца. Заботясь о хлебе насущном, он может забыть о приближении праздника и пропустить день, когда нужно совершить паломничество в Иерусалим, забыть о том, что нужно приготовить корзину с первыми плодами (бику-рим).

А автор «Книги о воспитании» (вероятно, р. Агарон гa-Леви из Барселоны) приводит иное объяснение этой заповеди. Отсчет дней от Песаха до Шавуот создает обстановку ожидания кульминации и напоминает, что подлинное освобождение Израиля только началось в Песах, а завершилось дарованием Торы.

Говорят мудрецы наши, что в Египте евреи пали до предпоследнего, 49-го уровня нечистоты — поэтому понадобилось 49 дней, чтобы подняться.

В каждый из этих 49 дней еврей освобождался от пут одного из уровней египетской скверны.