Издавна историки, археологи и палеографы ломали копья, атакуя вопрос об «исторической достоверности» рассказа об Исходе, приведенного в Торе.
Нам это может показаться странным: какие еще свидетельства нужны, если сама Тора свидетельствует! Но и ученых можно понять. Самые искренние из них, движимые профессиональным любопытством, надеются найти новые подробности, информацию.
Тщеславные не могут упустить шанс всей жизни: ведь в равной мере лестно слышать о себе как «он нашел подтверждение сказанному в Библии», так и «он опроверг библейский рассказ».
Но как искренним, так и тщеславным не везет: фактов немного, связь их с той эпохой неочевидна.
В египетских источниках Исход явно не упоминается, однако некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством рассказа Торы.
Так, папирус Анастаси (XIII в. до н.э.) сообщает о неких восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи и голода.
На многих рельефах II тысячелетия до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также рабы с семитским типом лиц, работающие под надзором надсмотрщиков на полях, на строительстве и на производстве кирпича.
Как это часто бывает, почти полное отсутствие позитивных свидетельств восполняется обилием негативных, ругательных, антисемитских. В эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев историки Манефон и Лисимах Александрийский пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов, либо как удаление из страны прокаженных. Несмотря на яркую антиеврейскую направленность их сочинений, эти историки и не думали отрицать сам факт Исхода.
Только в новейшее время (конец XIX в.) некоторые ученые, например Ю. Вельхаузен, выступают с однозначным отрицанием историчности Исхода и даже само пребывания израильтян в Египте, однако большинство исследователей и в наше время признает историческую достоверность библейского рассказа об этом событии.
Один из наиболее убедительных доводов (научного ряда) заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, – если только на самом деле он не пережил подобной травмы.
Датировка Исхода в еврейской традиции ясна и однозначна: пятнадцатый день нисана 2448 года от сотворения мира (1312 г. до н. э.). Научные попытки датировки (не основанные еврейской традиции) натолкнулись на серьезные трудности.
История Египта, равно как и история Ханаана не дают никаких (ни подтверждающих, ни опровергающих) фактов по этой дате.
Ученые предлагают как возможный вариант XIV в. до н. э., эпоху правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Сторонники этой датировки связывают Исход с религиозной реформой Амен хотепа, установившего обязательное поклонение солнцу, а также с проникновением семитского племени хабиру в Ханаан.
Однако подавляющее большинство ученых относит Исход ко второй половине XIII в.
Все эти арифметически-хронологические упражнения приводят к 1270 году как к «научной дате».
Стоит ли ломать копья по поводу расхождения в 42 года на отрезке времени в три тысячелетия?
Кстати, наша традиционная датировка подтверждается и надписью на стеле Мернептаха, на которой в перечне царств и народов, покоренных этим фараоном в Азии, сказано:
"Израиль опустошен и его семя уничтожено".
Следовательно, уже тогда израильтяне находились в Ханаане, однако не создали еще там своего государства, (слово Израиль изображено в надписи иероглифом с идентификатором, обозначающим народ, а не государство).
Города Питом и Раамсес, на строительстве которых работали наши предки, отождествляются исследователями с городами Пер-Атум и Пер-Раамсес воздвигнутыми в дни фараона Рамсеса II, правившего в XIII в до н. э.
Некоторые из чужеземных рабов, занятых на царских работах, именуются в египетских источниках апиру (сходно с хабиру), то есть иври – евреи.
По этим причинам большинство исследователей отождествляет фараона-злодея из книги «Шмот» с Рамсесом II.
Раскопки на территории Израиля показывают, что многие поселения были разрушены в течение XIII в., особенно — в последней его трети. Эти разрушения, по всей видимости, связаны с завоеванием страны израильтянами.
Кратчайший путь из Египта в Ханаан — "дорога земли Плиштим" вдоль побережья Средиземного моря.
Но в Торе сказано: «Б-г не повел их [израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она», но повел их более долгим и трудным путем.
Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном. Согласно Торе, евреи, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур («Шмот» 15:22). Расположившись станом и Рефидим, израильтяне сразились с амалекитянами, а оттуда направились к горе Синаи, с которой и связаны кульминационные события Исхода.
Далее они двинулись через пустыню Паран к Кадеш-Барнеа , а оттуда — к Моаву. Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14).
Задержавшись некоторое время у горы Гор, израильтяне вышли к границе Эдома, обошли Эдом и Моав и вошли в Башан, а затем повернули к югу, на плато Моав.
Научная реконструкция пути евреев из Египта в Ханаан наталкивается на проблему идентификации упоминаемых в Торе мест. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования евреев от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам (северная, центральная и южная).
Исчерпывающую, насколько это возможно, информацию об исследованиях, связанных с темой Исхода, можно найти в издании Танаха «Даат Микра», в энциклопедии Танаха и жругих книгах.
В последнее время отрицание Исхода как исторического факта стало модной темой в израильских академических кругах. Но моды приходят и уходят, а Тора остается неизменной.