ОТКРОВЕНИЕ И ИЗБРАНИЕ
Уникальность Откровения на горе Синай заключается в том, что оно дано не отдельному человеку, а целому народу. Религии откровения возникали и после Танаха, самая известная из них - ислам. Но ни одна из них не претендует на то, чтобы Откровение было дано целому народу.
Тора подчеркивает универсальный характер синайского Откровения, расшифровывая понятие избранного народа. В книге «Шмот» 19:5-6 мы читаем:
"И будете Мне народом избранным из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля, и будете Мне царством священников и народом святым".
Уникальность народа Израиля не носит частный характер, она заключает в себе определенную историческую функцию - принести благую весть в мир.
В момент Откровения еврейский народ приобретает национальную идентификацию и статус народа: «Евреев делает народом только Тора» (Саадия-гаон) Поскольку происходит это в религиозном акте предстояния, в отношении еврейского народа невозможно разделить религию и национальность. С одной стороны, принадлежность к народу не зависит от желания того, кто родился в нем, но, с другой, она зависит от желания человека, готового присоединиться к нему. Тора однозначно указывает, что возможность принадлежать к "народу избранному" открыта для каждого: расовые, биологические свойства ни в коей мере не являются критериями избранничества. Примером может служить Авраам - сын Тераха из Ур-Кас-дим, моавитянка Рут, р. Акива - сын прозелита и многие мудрецы, сами бывшие прозелитами. Как сказано в книге Исайи, гл. 56:
"Пусть не говорит чужеземец, прилепившийся к Господу: отделил меня Господь от народа своего". Танах привносит концепцию, определяющую принадлежность к народу как предназначение: "Не с вами одними я заключаю завет этот, а со всеми, кто есть тут, но и с тем, кого нет тут" (Второзаконие, гл. 29).
Но и тот из народа Израиля, кто не принял на себя с радостью принадлежность к народу как обязанность, будет связан этим уделом. На это делается особый упор в стихах Писания:
"И задуманному вами - не бывать тому, сказанному вами: будем как народы... служить дереву и камню. Жив Я!.. Рукою сильной и мышцею простертой... буду царствовать над вами" (Иехезкель, 20:32).
"Смотри, Я научил вас законам и уставам. Ибо это мудрость ваша и понимание ваше в глазах народов... и скажут: однако народ умный и понимающий - это народ великий".
Иными словами, особенный характер народа Израиля проявляется в его статусе народа великого не числом, а разумением и этическими ценностями.
Историческое предназначение народа Израиля - вывести мир из мрака:
"И сделаю тебя народом завета, светом народам, разверзать глаза слепых, выводить из заключения узников из темницы -сидящих во мраке" (Исайя, гл. 42.).
Важно понять, что именно подразумевается Танахом под понятием избранности народа Израиля.
Один из мотивов связан с египетским пленом. По мысли Танаха, выраженной в гл. 53 кн. Исайи, Египетское изгнание дано Израилю не в качестве наказания, а как реализация идеи, согласно которой народ должен возникнуть из страдания.
Второй мотив связан с Заповедями. На народ Израиля как на избранный народ возложено обязанностей больше, чем на другие народы. Народы мира имеют 7 заповедей сыновей Ноя. Народу Израиля надлежит выполнять 613 заповедей. В этом факте заложено великое историческое новшество Танаха, заключающееся в том, что религиозные обязанности охватывают все области жизни человека: общественную, политическую, моральную и т.д.
Речь идет о принципиально новом подходе к формированию народа. Народ избран Богом для того, чтобы строить свою жизнь в соответствии с определенной системой норм.
Народ Израиля сумел передать миру некоторые понятия иудаизма.
Западный мир принял этический монотеизм и идею Шабата.
Этот успех стал возможным, потому что народ - "раб Господень" - продолжает непрерывно существовать в своем своеобразии в течение веков.
Удивительно, что народ Израиля, который мог бы избавиться от бесчисленных страданий, слившись с большим миром, упорно продолжает, придерживаться своих ценностей и идеологических особенностей.
Сам факт, что народ Израиля продолжает существовать, часто страдая за свою за веру, придает особую силу идеалам, привнесенных в мир Танахом.