ЗАКОНЫ ПРАЗДНИКА
В ночь (накануне) праздника Шавуот вечернюю молитву "Маарив" молятся позже обычного, чтобы не было сомнений, что исполнены слова Торы: "...семь недель; полными должны они быть" (Ваикра, 23: 15).
Ведь если объявить о наступлении 50-го дня о.мера раньше, чем он наступит на самом деле, получится, что семь недель, отсчитанные от Песах до Шавуот не полны.
Написано в книге "Зогар" о ночи праздника Шавуот: "Благочестивые люди давних времен не спали в эту ночь, но трудились, изучая Тору".
На этом основан обычай бодрствовать в ночь на Шавуот и читать сборник текстов, называющийся «Тикун лейль (ночи) Шавуот».
Слово тикун означает и «установленный ритуал, и "исправление".
Это название связано с таким объяснением смысла этого обычая: накануне дарования Торы у горы Синай сыны Израиля спокойно спали - хотя, казалось бы, в ожидании столь великого события они должны были бодрствовать.
Поэтому мы, «исправляя» такое поведение наших предков, всю ночь готовимся к дарованию Торы.
Чтение "Тикуна" стараются закончить к рассвету и сразу после этого идут в миквэ.
В наше время люди не столь сильны, как в прошлые столетия, и потому перед молитвой "Шахарит" рекомендуется немного поспать, чтобы потом, во время молитвы чувствовать себя бодрым.
Праздник Шавуот - это не только годовщина дарования Торы. В этот день из года в год в духовном аспекте это событие повторяется заново, словно в первый раз, и это придает нам новые силы для изучения Торы и исполнения ее заповедей.
В праздник Шавуот в синагоге читают главу Торы, в которой говорится о ее даровании, а декалог (десять заповедей) читают на особый мотив, который должен напомнить нам о голосе Всевышнего, услышанном тогда нашими предками.
Поэтому принято для слушания десяти заповедей приводить в синагогу детей, даже самых маленьких, которые, казалось бы, не могут понять читаемый им текст.
И все же, мы берем даже самых маленьких в синагогу, ведь впечатления раннего детства (гирса де-янкута), даже неосознанные, чрезвычайно важны для дальнейшего развития ребенка.
Во время чтения десяти заповедей все, находящиеся в синагоге, стоят лицом к свитку Торы.
После "гафтары" читают молитву "Изкор", в это время каждый, чьи родители живы, должен покинуть синагогу.
За пределами Эрец-Исраэль, где праздник длится два дня, "Изкор" читают во второй день праздника.
По обычаю в праздник Шавуот едят молочную пищу - в память о том, что сразу после дарования Торы, получив законы о запрещенной пище, сыны Израиля не могли пользоваться посудой, пока не откашеровали ее, и поэтому они ели только молочное.
С другой стороны, галаха предписывает в праздник есть мясо, и важно спланировать трапезы так, чтобы не нарушить запрет смешивать молочное с мясным.
Некоторые поступают следующим образом: перед молитвой "Шахарит" едят легкую молочную закуску, а дневную трапезу делают мясной.
По «Кицур Шулхан Арух», пер. р. И. Векслера