От Ноаха до Авраама - десять поколений, и за все эти долгие годы Г-сподь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама. Вот притча раби Нехемьи.
У царя во время путешествия выпала из короны жемчужина. Велел он принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз - не нашли, другой - не нашли, на третий раз нашлась жемчужина. Все со вздохом облегчения возгласили: «Царь отыскал свою жемчужину!»
Так и Г-сподь говорил об Аврааме:
«Какая надобность была бы перечислять в Торе родословную от Шема до Тераха, если не ради тебя, Авраам?» («Брейшит раба», 39).
В тот час, когда родился Аврам, на востоке небес показалась звезда, затмившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Видя это, звездочеты сказали царю Нимроду:
«Сейчас у Тераха родился сын, будущий родоначальник племени, которому предопределено унаследовать и земной мир, и загробный. Прикажи засыпать весь дом Тераха серебром и золотом, только бы он умертвил новорожденного».
Послал Нимрод сказать, по совету звездочетов, Тераху: отдай на смерть родившегося у тебя младенца, и царь наполнит твой дом серебром и золотом. На это Терах ответил притчей:
«Одному коню сказали: «Дай отрежем тебе голову, а в награду за то дадим тебе полный амбар овса». «Глупцы, - отвечал конь, - если отрежете мне голову, кто же будет есть овес?» Отвечу и я: если вы умертвите моего сына, кто же унаследует золото, которое вы мне сулите?»
Терах занимался изготовлением идолов, которыми он торговал на базаре. Однажды он поручил продажу своего товара Авра-му. Подходит на базаре человек к Авраму и спрашивает:
- Не найдется ли для меня подходящего бога?
- А тебе какого надо? - интересуется Аврам.
- Видишь ли, - отвечает тот, - я богатырь и хотел бы приобрести себе бога-богатыря.
Аврам снял истукана с верхней полки и говорит:
- Вот этот самый для тебя подходящий.
- Но разве он богатырь?
- Глупец! - отвечает Аврам. - Уж таков искони порядок среди идолов: тот, кто поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.
Когда этот человек собрался уходить со своей покупкой, Аврам остановил его вопросом:
- Скажи, сколько тебе лет?
- Семьдесят.
- И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад?!
Покупатель с презрением бросает идола, берет обратно деньги и уходит.
Подошла женщина и передала Авраму в дар идолам полную миску муки. Взял Аврам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и спрашивает:
- Как это произошло? Кто это сделал? Ответил ему Аврам:
- Дело было так: принесла женщина миску с мукой и попросила принести муку в жертву идолам. Стал я совершать, как положено, жертвоприношение, а идолы завели спор между собой - один кричит: «Я хочу поесть раньше», - а другой: «Нет, я раньше!» Но тут встал самый крупный идол, и - видишь - разбил все.
- Ты издеваешься надо мной! - закричал Терах. - Разве могут они...
- Прислушайся сам, отец, к словам своим.
Повел Терах сына на суд к Нимроду.
- Это ты и есть Аврам, сын Тераха? - спросил знаменитый зверолов, вперив в юношу грозный взор. -Отвечай же мне: разве не известно тебе, что я господин над всем творением? И солнце, и луна, и звезды, и планеты, и люди - все движется по волей моей?! Как же ты дерзнул священные изображения уничтожить? Так отвечал Аврам Нимроду:
- Позволь мне слово сказать не в укор, но в хвалу тебе.
- Говори, - сказал Нимрод.
- Исконный порядок в природе таков: солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Так вот, прикажи, чтобы завтра оно взошло на западе, а зашло на востоке, и тогда я признаю, что ты подлинно господин над всем творением. И еще вот что: для тебя не должно быть ничего сокрытого. Скажи мне сейчас: что у меня в мыслях и что я намерен сделать?
Нимрод задумался, важно поглаживая рукою свою бороду.
- Нет, - продолжал Аврам, - напрасно ты ищешь ответ. Не владыка вселенной Ты, а сын Хуша. И если бы ты действительно был Б-гом, то отчего ты не спас отца своего от смерти? И так же, как ты отца своего не спас от смерти, ты и сам не спасешься от нее.
Тут Нимрод, обратившись к Тераху, воскликнул:
- Не заслуживает ли жестокой кары сын твой, отрицающий божественное могущество мое? Он должен быть сожжен! - И, обращаясь к Авраму, продолжал: - Поклонись огню как божеству, и я пощажу тебя.
- Огню? - спросил Аврам. - Не правильнее ли поклоняться воде, которая тушит огонь?
- Хорошо, поклонись воде.
- Не поклониться ли лучше облаку, насыщенному водою?
- Я и на это согласен, поклонись облаку.
- Но разве не сильнее ветер, разгоняющий облака?
- Поклонись же, наконец, ветру!
- Но разве человек не преодолевает и силу ветра?
- Довольно! - воскликнул Нимрод. - Швырните его в огонь. Посмотрим, спасет ли его Б-г, которому он поклоняется.
Повели Аврама к печи, связали его, распростерли на каменном помосте, обложили дровами с четырех сторон, с каждой стороны на пять локтей в ширину и на пять локтей в высоту, и подожгли. Видя это, соседи Тераха стали подступать к нему с угрозами, говоря:
- Стыд и позор тебе! Не сам ли ты говорил, что сыну твоему суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь - и ты же предал его Нимроду на казнь!
Но Сам Вс-вышний сошел с неба и спас Аврама от смерти.
Три года после своего появления на свет Аврам жил в пещере. Для питания его Б-г сделал в стенах пещеры два отверстия, из которых текли мед и елей.
В возрасте трех лет вышел Аврам наружу и, увидя мир Б-жий, стал размышлять о том, кем созданы земля, и небо, и он сам. Очарованный величественным видом солнца, его светом и теплом, он весь день возносил хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окруженная мириадами звезд, Аврам подумал: «Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие, - его вельможи, воины и слуги».
Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро, луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце.
- Нет, - сказал Аврам, - есть Некто, кто и над солнцем властен, и над луной. К Нему стану я возносить молитвы мои.