Что только не расскажут полуграмотные «знатоки» об иудаизме! Особенно популярная тема – наши «хитрости». То гоя заставят в субботу работать, то Всевышнего обманывают, якобы продавая хамец гою.
Так вот: если продажа произведена «якобы», понарошку, то ни Всевышнего она не обманет, ни хитреца не очистит от страшного греха.
Итак, зачем и как продают хамец?
Еврей, во владении которого в Песаха находится хамец, нарушает два запрета Торы (причем, каждое мгновение в таком состоянии является для него отдельным нарушением закона)
Поэтому тот, кто владеет хамецем в таком количестве, что, уничтожив его перед Песахом, он понесет большие убытки, обязан продать его нееврею.
Продать по-настоящему, не фиктивно!
Требуется подлинный юридический акт, более того, и в сердце своем продающий должен осознать и сказать: "Этот хамец больше не принадлежит мне, и я не имею на него никаких прав".
Продажа хамеца – весьма непростая операция, требующая досконального знания соответствующих разделов галахи, поэтому ее совершают только при посредстве авторитетного раввина.
Продажу хамеца невозможно совершить в канун Песаха позднее окончания 5-го солнечного часа (потому что в это время вступает в силу запрет извлекать из хамеца какую бы то ни было пользу, а следовательно, и продавать его).
Поэтому необходимо сделать это заранее, намного раньше, чтобы у раввина, который осуществляет продажу хамеца как доверенное лицо всех евреев города (или общины), осталось достаточно времени для продажи хамеца нееврею. Вместе с хамецем принято также продавать всю посуду и кухонные принадлежности, которые в течение года соприкасались с хамецем.
При продаже хамеца заполняют соответствующий бланк раввината, куда вписывают свое имя и полный адрес. Желательно также указать, где именно в доме находится продаваемый хамец и предметы, которые продаются вместе с ним.
Принято при передаче этого бланка раввину или доверенному лицу, который отнесет бланк в раввинат, совершать киньян – поднимают и опускают какой-либо предмет (например, платок), передают его раввину или доверенному лицу, и тот тоже поднимает и опускает его.
Согласно галахе, киньян необходим при совершении сделки, так как он означает, что обе стороны пришли к окончательному решению и не отступятся от принятых на себя обязательств.
Проданный хамец следует запереть в отдельной комнате или отдельном шкафу, а ключ – спрятать.
Теоретически после окончания Песаха хамецем можно пользоваться спустя час-два после захода солнца, когда раввины выкупят у нееврея проданный ему перед Песахом хамец. Но принято полагаться на то, что из года в год эта процедура происходит без всяких помех, и потому брать хамец и проданные вещи для использования немедленно после появления звезд.
В то же время следует отметить, что, поскольку продажа не является фиктивной, случалось не раз, что нееврей, приобретший хамец всего города (а чаще – богатого хлебопромышленника) реализовывал свои права и забирал хамец.
В ночь на канун праздника Песах совершают бдикат хамец – проверку всего дома на наличие в нем хамеца. Мудрецы постановили, что каждый еврей обязан совершить бдикат хамец немедленно
после наступления ночи. Проверке подлежит любое помещение, в которое в течение года мог попасть хамец: не только столовая и кухня, но и спальня, чердак, погреб, кладовая, а также автомашина и т.п. Особое внимание следует уделить осмотру комнаты детей и принадлежащих им вещей, детской коляски и т.п. Чтобы облегчить осмотр, перед бдикат хамец, днем 13-го нисана, в доме тщательно подметают, особенно под кроватями и другой мебелью, где велика вероятность найти завалявшийся хамец.
Внимательно проверяют щели, дыры и углы комнат. Узкие места или большие отверстия достаточно проверить лишь настолько, насколько доходит рука. Если в таких местах хамец виден, но достать его невозможно, замазывают это место (например, глиной).
Бдикат хаме ц совершают также в синагогах – в то же самое время, что и в частных домах.
Перед бдикат хамей хлеб, оставленный для еды ночью и утром 14-го нисана, прячут в надежное место, где его не найдут дети или животные: если после бдикат хамец хотя бы крошки от этого хлеба будут обнаружены в тех местах, которые уже были проверены, бдикат хамец придется повторить. Проверяют наличие хамеца при свете свечи (по обычаю, восковой), хамец сметают пером на деревянную ложку и складывают в бумажный кулек или мешок.
Перед началом бдикат хамец хозяин дома произносит благословение: "Благословен... Освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожать хамец". После произнесения благословения и до начала бдикат хамец запрещается говорить о чем бы то ни было – даже о том, что связано с бдикат хамец, а далее, во время всей процедуры, не следует говорить ни о чем постороннем.
Закончив бдикат хамец, кулек с найденным хамецем, перо и остатки свечи кладут на деревянную ложку, все заворачивают в бумагу, а затем прячут в надежное место -но не слишком далеко, чтобы завтра не забыть это сжечь.
После бдикат хамец совершают битуль хамец, т.е. произносят следующие слова: "Всякий хамец и всякая закваска... аннулируются и считаются ничейными, словно прах земной". Однако самое главное в процедуре совершения битуль хамец – это твердо решить, что любой хамец, оставшийся во владении, но не найденный во время бдикат хамец, как бы не существует для нас более, и что у нас нет на него никаких прав.
В канун Песаха, в пятом солнечном часу (до начала шестого) хамец сжигают. После того, как хамец обуглится и станет непригодным в пищу даже собаке, произносят окончательную формулу битуль хамец: "Всякий хамец..."
Излишне напоминать, что ведущий седер (да и участникам не помешает) должен загодя многократно просмотреть любое (желательно, комментированное) издание пасхальной Гагады с переводом на понятный ему язык.
Дело не только в том, что знакомый текст читать легче. И не только в том, что трудно увлечь участников чтением текста, который мало понятен самому ведущему. Есть еще один аспект, о котором часто забывают. В текст Гагады включены ремарки, указания ведущему. Если он не изучит этот «сценарий» заранее, с ним случится то, что случалось, наверняка, с каждым из нас в первые годы празднования Песаха: ведущий натыкается на ремарку: «наполняют третий бокал» и с удивлением вспоминает, что еще не выпит второй бокал.
Итак, седер следует вести не торопясь, постоянно заглядывая в Гагаду, чтобы ничего не пропустить и выполнить все предписания. Поскольку порядок проведения седера подробно описан в Гагаде, отметим лишь те моменты, на которые следует обратить особое внимание.
Человек, ведущий седер, подобен царю. Поэтому он не должен сам наливать себе вино, класть на тарелку еду и т.п. – эти услуги оказывает ему кто-нибудь из домочадцев.
Во время совершения кидуша принято стоять. Поскольку бокал, над которым совершают кидуш, -это первый из четырех бокалов вина, которые полагается выпить в течение седера, надо следить, чтобы у всех присутствующих бокал был наполнен, – они должны выпить вино после кидуша.
Лучше во время седера выпить полный маленький бокал, вмещающий только ревиит (86 г) вина, чем какую-то часть пусть даже и очень большого бокала.
Произнося благословение «...Творящий плоды земли...», надо иметь в виду, что оно относится также и к .марору, и к хазерету в КОРЕХе. Съедают кусочек величиной менее чем ке-заит, чтобы после этого не нужно было произносить заключительное благословение, а главное – чтобы вызвать любопытство у детей столь необычным началом трапезы и побудить их задавать вопросы.
Перед тем, как есть карпас, следует омыть руки, соблюдая все правила омовения рук перед трапезой, но без благословения.
Среднюю мацу из трех лежащих на столе разламывают на две неравные части. Большую оставляют в качестве афикомана (согласно обычаю каббалистов, некоторые разламывают ее на пять частей), а меньшую оставляют между двумя листами мацы, чтобы читать Гагаду над поломанной мацой, которая на самом деле похожа на «хлеб бедности».
Афикоман принято заворачивать в салфетку и класть между подушками, чтобы случайно не съесть его во время трапезы.
Есть обычай, согласно которому дети выкрадывают афикоман и соглашаются отдать его только за выкуп. В Хабаде это не принято, так как наши мудрецы говорят: «Даже тот, кто крадет у вора свое собственное имущество, ощущает вкус воровства». То есть даже если воровство может быть оправдано, в нем есть тень нарушения закона Торы, поэтому мы не хотим, чтобы ко вкусу афикомана примешивался «вкус воровства».
Читать Гагаду надо громко и внятно. Не стоит уподобляться токующему тетереву: следите за выражением лиц приглашенных. Распространенная ошибка: заметив, что присутствующие мирно дремлют, ведущий впадает в панику и начинает «сокращать» текст Гагады. Совет: поступать наоборот. Остановитесь, оторвитесь от Гагады и просто поговорите о прочитанном, расскажите забавную историю (готовьтесь заранее). А потом, когда все проснулись, вернитесь к Гагаде. Таким образом, ничего не пропустив в тексте, вы не потеряете и слушателей.
В некоторых общинах вопросы задает младший сын, в других -старший . У нас принято, что каждый из детей (и мальчики, и девочки) задает арба кушийот («четыре вопроса»). Если за столом нет детей, вопросы задает младший из присутствующих. Если седер справляют только муж с женой, вопросы задает жена. Тот, кто ведет седер в одиночку, задает вопросы сам себе.
На словах «кровь, и огонь, и столбы дыма», а также при перечислении десяти кар египетских и аббревиатуры (дацах-адаш-бе-ахав), ведущий отливает немного вина из своего бокала (таким образом, всего 3+10+3=16 раз). Вино надо отливать, слегка наклоняя бокал (а не окуная в него палец). После этого в бокал ведущего тут же доливают вина, наполняя его до краев.
Произнося слова «эта маца, которую мы едим...», принято брать вторую и третью мацу вместе с салфеткой, которой они накрыты. А произнося слова «этот марор, который мы едим...», кладут пальцы на марор и хазерет.
Хотя перед тем, как есть карпас, уже омывали руки, перед трапезой их омывают снова и, в отличие от первого раза, произносят благословение.
Произнося благословение «... извлекающий хлеб из земли», слегка приподнимают все три мацы: две целых и между ними часть разломанной, – а после благословения третью мацу выпускают из рук.
Таким образом, следующее благословение «...повелевший нам есть мацу» произносят только над верхней целой мацой и оставшейся частью второй мацы. При этом следует иметь в виду, что это благословение относится также к КОРЕХу из третьей мацы и афикоману. Затем от каждой мацы, которые держали в руках, произнося благословение, отламывают по куску, каждый величиной с кезаит (27 г), и съедают их вместе, облокотившись на левый локоть. Эти два куска мацы съедают, не прерываясь. Если это слишком трудно, следует, по крайней мере, затратить на это меньше четырех минут. Не следует говорить ни о чем, что не относится к седеру или трапезе, пока не съедят КОРEX.
Перед тем, как есть марор (т.е. листья салата вместе с хреном), его окунают в харосет, которую тут же стряхивают, чтобы горечь марора не ослабла. Произнося благословение «...повелевший нам есть марор», следует иметь в виду, что оно относится также и к марору (хазерету) в КОРЕХе. Когда едят марор, на левый локоть не облокачиваются. Следует съесть кезаит (а если это трудно, то, как минимум, 19 г) не более чем за четыре минуты (в крайнем случае – за семь). Чтобы облегчить исполнение этой заповеди, в марор можно положить больше салата, чем хрена.