Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Солдаты дома Давида

Рабби Шолом-Довбер в 1901 году, на празднике Симхат Тора выступает перед учениками своей ешивы. Глядя в юные лица, он в нескольких точных выражениях пророчествует об основных направлениях развития еврейства на протяжении всего двадцатого века. Предсказание ужасов большевизма на пороге века впечатляет. Однако еще больше поражает прогноз наших дней, духовного кризиса в еврействе, споров между сторонниками Мошиаха и теми, кто считает, что его приход можно отложить, и надолго.

Несколько замечаний о реалиях, которые упоминаются в беседе Ребе.

У истоков «Общества для распространения просвещения между евреями в России» стояли так называемые маскилим – просветители, мечтавшие перестроить жизнь русских евреев по модели немецкого еврейства, что предполагало полную ассимиляцию – языковую, культурную, вплоть до религиозной – среди народа той страны, в которой они жили. «Дозволялось» оставить лишь те детали еврейской традиции, которые не мешали этому процессу.

Вслед за первым поколением еврейских ассимиляторов, еще помнивших пламя субботних свечей, еще листавших страницы Талмуда, пришло второе, ставившее своей задачей борьбу с любой религией, создание общества счастливых рабов, возглавляемых умными и жестокими вожаками. Это поколение Троцких и Кагановичей, которое, если верить намеку Ребе, навлекло на себя и на мир ужасы двух мировых войн, породило тюрьмы фашизма и коммунизма. Эти люди с усмешкой закрыли ставшее анахронизмом «Общество», цеплявшееся за обломки какого-то, пусть даже исправленного, еврейства… Ребе, упоминая «говорящие: освободимся сами» имеет в виду сторонников светского сионизма, считающих, что возвращению еврейского народа в Эрец-Исраэль не должно предшествовать «строительство Иерусалима», т.е. духовное очищение и возвращение к соблюдению приказов Торы.

Возможно, и даже очень вероятно, что сегодняшний «мирный процесс» в Израиле, сопровождающийся отдачей еврейской земли арабам, и есть та тень «духовной и физической катастрофы», о которой предупреждал Ребе Шолом-Довбер в 1901 году.

Термин «войны дома Давида»: «дом Давида» – это и сам Давид, воин и пророк, создавший могучее еврейское королевство от Синая до Дамаска, и Мошиах, потомок Давида, который раскроется в конце галута, чтобы вернуть евреям Эрец-Исраэль в ее истинных границах и освободить от зла наш мир.

«Войны дома Давида» – любой вид борьбы, которую ведет глава евреев для утверждения власти Торы и Б-га в этом мире. Конечная цель этих усилий – освобождение из галута, создание еврейского государства, глава которого, мудрец и пророк, будет сообщать всему миру волю Вс-вышнего.

«Войны дома Давида» – это подпольные ешивы, миквы и обрезания в условиях советского режима; это заселение территорий Эрец-Исраэль в наши дни; это прямая вооруженная борьба с врагами еврейского народа… И ни одна из этих целей не осуществится, если не будет школ, где дети получают традиционное еврейское образование. Где им говорят такие слова, как Б-г, Тора, Эрец-Исраэль, Мошиах. Значит, создание еврейских школ – это тоже одна из войн дома Давида…

«Гет аль тнай» – «развод при условии». Если человек пропал без вести на войне, то его жена не может второй раз выйти замуж, пока гибель мужа не будет достоверно доказана. Чтобы избежать такой тяжелой ситуации, Давид просил каждого солдата, уходя на войну, давать жене гет, разводное письмо, в котором оговаривалось, что если муж не возвращается после окончания войны в течение определенного срока, то жена считается разведенной с ним. Ребе использует выражение гет аль тнай как метафору. Еврей, который идет на «войну дома Давида» за утверждение власти Мошиаха в нашем мире, должен «временно развестись» со всеми житейскими соображениями: вопросами карьеры, материальным благополучием, соображениями личной безопасности. Только тогда можно идти на войну.

Обращаясь к своим ученикам, Ребе начал: «В Талмуде сказано: «Тот, кто идет воевать за дом Давида, должен написать гет своей жене…» Война за дом Давида сейчас – это война за раскрытие Мошиаха, его потомка. Мы читаем в Торе в главе о Сотворении мира: «Дух Вс-вышнего витет над водами…» Комментаторы объясняют, что речь идет о духе Мошиаха, о том влиянии, которое он оказывает на мир. Наш мир изначально был устроен так, чтобы управляться в «духе Мошиаха», по законам правды и добра. Но после греха «древа познания» и грехов последующих поколений мир стал искаженным, нуждающимся в очищении и исправлении. Эта работа поручена евреям, соблюдающим заповеди Торы. Мир до прихода Мошиаха рассчитан на шесть тысяч лет. Мудрецы Талмуда делят это время на три периода: первые два тысячелетия – хаос, вторые два тысячелетия – дарование и раскрытие Торы. Последние два тысячелетия – подготовка к приходу Мошиаха. Время, в которое мы живем, мудрецы называют «временем пятки Мошиаха», намекая на то, что его раскрытие произойдет совсем скоро. Сказано в Мидраше: «Если ты видишь, что появляется поколение бесчестящих Творца, и на смену ему идет точно такое же, знай, что показались пятки Мошиаха…» Сердце мое болит из-за «Общества распространения просвещения». Вот уже много лет они натравливают правительство на еврейские хедеры и учителей, преподающих там. Хотят эти люди (чтобы это не сбылось!) вырвать наш хедер с корнем, заменив его на «образцовый хедер», который на самом деле является «опасным хедером». Их цель – осквернить мозг еврейских детей отрицанием Вс-вышнего и Его Торы с помощью учителей-безбожников. Я ненавижу этих людей, и сердце мое болит за них. Я провижу страшный кризис и беды, которые они навлекут на весь еврейский народ. Но также вижу я сладкие дни, которыми завершится последний этап перед приходом Мошиаха. Однако, пока он не пришел, надо вести войны дома Давида. Чтобы быть солдатом в армии Мошиаха, надо сначала написать гет всем своим житейским потребностям и привычкам. Вам необходимо думать только об осуществлении тех приказов, которые отдают ваши командиры.