В Рош ha-шана начинается год, и мы по неискоренимой привычке нет-нет да и называем этот день Новым годом. А жаль – ведь этот «перевод» не только не отражает суть праздника, но и, в определенной степени, мешает ее понять.
Итак, дословно название праздника переводится как «голова года», поэтому назвать его Новым годом все равно, что голову человека назвать новым телом. И вовсе не начало года мы празднуем в этот день (начало, может быть, стоило бы искать совсем в другой части календаря), а особую точку во времени, из которой «питается» жизненностью весь год.
Чем же выделен этот день среди других? Ответ неожиданно прост: это день рождения человечества.
Как известно, год в нашем календаре обозначается его порядковым номером от сотворения мира. Было бы естественным ожидать, что началом отсчета будет день сотворения мира. Но на самом деле отсчет начинается не с первого, а с шестого дня, то есть с сотворения человека.
Задумайтесь на мгновение: мир был полон всячины – от звезд до крокодилов, – но в нем не было главного – отсчет времени не пошел, пока не появился в этом огромном мироздании человек. С этого момента началась история.
Всякий раз, когда человека охватывает отчаяние, когда кажется, что он ничего не может изменить (а с кем этого не бывает?), стоит вспомнить о начале отсчета, о шестом дне творения, о первом дне истории.
Сказано, что Вс-вышний «сотворил одно напротив другого». На современном языке это называется динамическим равновесием. Так вот, есть в истории сотворения мира не только лекарство от отчаяния и бессилия, но и – в противовес -средство от гордыни.
Человек, как мы уже выяснили, -существо, сотворенное последним. Так вот: тому, кто полон ощущением собственной значимости, кто чувствует себя венцом творения, мудрецы советуют сказать следующее: «Даже комар предшествовал тебе». На своеобразных качелях, переходя от осознания собственной ответственности в этом мире к пониманию своих истинных размеров в нем, и встречаем мы день рождения праотца всего человечества Адама.
В сотворении человека есть интересный момент, на который не все обращают внимание: Б-г крайне редко задает людям вопросы. Это и понятно: Он всеведущ. Первый свой вопрос человечеству Вс-вышний обращает к Адаму: «Где ты?»
В дни заключения Старого Ребе в Петропавловской крепости его посетил один из министров. Он был большим знатоком Библии и и пожелал задать еврейскому мудрецу вопрос по тексту Торы.
– Как следует понимать эти слова: «И обратился Вс-вышний к Адаму, и спросил: «Где ты?»». Мог ли Он не знать, где прячется Адам?!
Старый Ребе спросил министра:
– Верите ли вы, что Священное Писание вечно и обращено в равной степей ко всем поколениям?
-Разумеется, – ответил министр, - я верю в это.
– Так вот, Вс-вышний обращается с этим вопросом: «Где ты?» – к каждому из нас. И вас, ваше превосходительство, Он спрашивает: адам – человек, – ты прожил столько-то лет (Ребе назвал точный возраст министра), где ты?! Что сделал за эти годы?
Министр хлопнул Ребе по плечу и сказал: «Браво!» Но сердце его содрогнулось.