Законы праздника Суккот

Заповедь о празднике Сукот гласит: «В шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» («Ваикра», 23:42-43).

Лучше всего начать строить шалаш ночью на исходе Йом-Кипура.

Каждый еврей обязан принять участие в строительстве суки (шалаша): заготовке схаха (веток для крыши), сколачивании стен, украшении суки (этим с особенным удовольствием занимаются дети).

Шалаш должен стоять под открытым небом (над схахом не должно быть ни крыши, ни ветвей живого дерева). Строить шалаш на чужой земле можно только с разрешения ее хозяина.

Стены шалаша должны быть крепкими и устойчивыми настолько, чтобы они не двигались от ветра. Они должны стоять на земле (или быть поднятыми над ней не более, чем на 24 см). У суки должны быть четыре стены, но если это невозможно, достаточно и трех.

Для схаха используют растения и их части: ветви, листья, прутья, лозу. Живое растение, корни которого уходят в землю, не может служить схахом.

Лучше всего использовать ветви деревьев, стебли бамбука или камыша. Деревянные детали малого поперечного сечения (рейки, планки) также могут быть использованы в качестве схаха.

Опорой схаху служат балки, которые также должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к схаху.

Схах должен быть густым: тени от него должно быть в шалаше заметно больше, чем просветов, сквозь которые проникают лучи солнца. Даже если в общем подсчете площадь тени превышает площадь, освещенную солнцем, надо следить, чтобы в схахе не было прорех шириной более 24 см.

Обычай Хабада – не украшать суку.

«В шалашах живите семь дней», – в течение всего праздника Сукот следует жить в шалаше, то есть превратить суку в свой дом: есть, пить, изучать Тору, отдыхать, принимать гостей.

Закон разрешает есть вне шалаша фрукты и сладости, пить ради утоления жажды. В Хабаде принято ничего не есть и не пить вне шалаша. Основательная трапеза в суке (включающая хлеб, мучные изделия, блюда, приготовленные из пяти видов злаков) сопровождается благословением «...повелевший нам жить в шалаше».

Больной, а также тот, кто за ним ухаживает, – все время, пока он занят помощью ему, – свободны от исполнения заповеди жить в шалаше.

Важнейшей заповедью Торы, касающейся праздника Сукот, является повеление «...возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, ветви пальмовые и побеги дерева густолиственного и верб речных...» («Ваикра», 23:40).

Разумеется, поверхностное чтение этих стихов не дает всей необходимой информации для исполнения заповеди. Трудно даже понять, о каких именно растениях идет речь. Точное и подробное объяснение мы находим в Устной Торе: «плод дерева великолепного» – это этрог (особый вид цитрусовых); «пальмовая ветвь» – это лулав, верхний молодой (еще не распустившийся) побег финиковой пальмы; «дерево густолиственное» – Гадас (мирт); «верба речная» -это арака (плакучая ива), ветки которой имеют красноватый оттенок, а листья -длинные, с гладкими краями.

Эти четыре вида растений (арбаа миним) необходимы для исполнения заповеди праздника Сукот – нетилат-лулав.

Законы, связанные с кашерностью четырех растений, столь сложны, что многие, покупая их, предпочитают советоваться с раввином или заказывать набор, имеющий авторитетный сертификат кашерности.

Желательно, чтобы этрог был созревшим, желтого цвета, с сильным приятным ароматом (хотя для исполнения заповеди пригоден и зеленый) В Хабаде принято пользоваться калабрийским этрогом, (без питама – остатка чашелистика на вершине плода).

Важно, чтобы этрог не был плодом скрещивания видов (этрог муркав)

Желательно, чтобы лулав был прямым и зеленым, а все его листья плотно прилегали друг к другу Минимальная длина ствола лулава – 32 см.

Мирт, который мы берем для исполнения заповеди, — гадас мешулаш («тройной») На ветке мирта каждая тройка листьев должна выходить из одного горизонтального кольца. Сами листья должны быть настолько длинны, чтобы их вершины прикрывали основания листьев следующего ряда.

Минимальная длина «тройного» hadaca 24 см (в крайнем случае, не менее 20 см).

Маленькие веточки, выходящие из ветви hadaca между трехлистными рядами, осторожно удаляют.

Минимальная длина ветки аравы – 24 см (в крайнем случае не менее 20 см).

Для исполнения заповеди нетилат-лулав связывают вместе один лулав, две ветки аравы и не менее трех веток hadaca. Связывают ветви полосками, отщепленными от длинных дистьев лулава.

Нижняя перевязь полностью скрыта ветками hadaca и аравы, а верхняя – хотя бы отчасти Ветки hadaca и аравы привязывают к нижней части лулава тремя перевязями, причем расстояние от нижней перевязи до верхней не должно превышать 8 см.

Три ветки hadaca распределяются в связке следующим образом одна справа, другая слева и одна чуть правее середины Одну ветку аравы привязывают справа, другую – слева, причем ветки hadaca должны слегка прикрывать их. Лулав при этом должен находиться в том же положении, что и при исполнении заповеди нетилат-лулaв, – его надо повернуть к себе той стороной, на которой виден ствол (сдера).

Заповедь нетилат-лулав исполняют стоя Берут лулав (здесь и далее мы будем называть так все три растения лулав, араву и hadac, связанные вместе) в правую руку – так, чтобы сдера была обращена к исполняющему заповедь, а этрог – в левую, – и произносят благословение «повелевший нам совершать нетилат-лулав» Затем этрог присоединяют к лулаву таким образом, чтобы верхняя треть этрога касалась нижней части лулава. В первый день праздника, когда заповедь нетилат-лулав исполняют впервые, после этого благословения произносят «шегехеяну» Нетилат-лулав представляет собой сложную серию движений лулав берут в правую руку, встают лицом к востоку и, держа его у сердца, произносят благословение. Затем берут левой рукой этрог, присоединяют его, держа плодоножкой вниз, к нижней части лулава. Затем следует вытянуть руки в направлении юго-востока, прижать их к груди у сердца и повторить эти движения троекратно. Затем делают то же самое, вытягивая руки в северо-восточном направлении, в восточном, затем поднимают руки, возвращают их к сердцу, затем опускают и возвращают к сердцу, затем вытягивают в юго-западном направлении и, наконец, – в направлении запада. Каждое возвратно-поступательное движение (в одном из шести направлений) повторяют трижды.

 

Запись опубликована в рубрике: .