Cыны Ноя

Среди чудес новой России, о которых мало говорят и пишут как там, так и в Израиле, - феноменальный интерес неевреев к иудаизму. Он, разумеется, затрагивает куда более узкие круги, нежели антисемитизм во всех его формах, от религиозного до зоологического.

Каждый, кто побывал в последние годы в России, в том числе и в относительно патриархальной глубинке, встречал незнакомый нам по прошлым годам типаж: нееврей, который посвятил жизнь иудаизму. Это даже не интерес, не хобби - это смысл жизни для многих из них.

Заранее оговоримся, что речь не идет о «сохнутовских евреях», ищущих удобный тремп в Израиль. Не идет речь и о «жидовствующих» старого образца, для которых тяга к иудаизму была своего рода попыткой рафинировать христианство.

Люди эти, часто не только хорошо знающие еврейские источники и традицию, но и преподающие ее евреям, не видят для себя иного пути, нежели гиюр, то есть принятие иудаизма.

Не все они смогут это сделать, да и не всем это нужно. Иудаизм всегда сторонился (осознанно и намеренно) миссионерства. Причина такой позиции общеизвестна: Вс-вышний желает не превращения неевреев в евреев, а праведности как первых, так и вторых. И если праведность еврея регламентируется заповедями Торы и установлениями мудрецов, то неевреям даны семь заповедей, которые они должны соблюдать.

Может быть, стоило бы и в Россию перенести опыт ширящегося в мире движения «Сынов Ноя».

Хотя семь заповедей были даны Ною и его потомкам, они были повторены и Моисею на горе Синай, чтобы для всего человечества эти законы не остались древним преданием, но получили статус Откровения Вс-вышнего. Рамбам пишет: «Каждый, кто, признавая семь заповедей, старается их выполнять, относится к праведникам народов мира и имеет долю в грядущем мире. Важно, чтобы человек исполнял заповеди потому, что Б-г даровал их вместе с Торой, объявив через нашего учителя Моисея, что они даны также и потомкам Ноя. В противном случае, даже если человек будет их выполнять, его нельзя считать... праведником,... потому что он поступает так не по Б-жественному велению».

Потомки Ноя получили семь основных заповедей с их подробным описанием и толкование, а евреи получили 613 заповедей. Потомки Ноя обязаны соблюдать свои заповеди, но их не касаются законы для евреев; и хотя им обычно разрешается соблюдать и эти законы, есть и такие установления, которые им прямо запрещено исполнять, например: изучение определенных частей Торы, соблюдение субботы.

Потомку Ноя разрешено также обратиться в еврейскую веру, то есть стать евреем, но такое обращение не только не является желательным, но и не рекомендуется. Именно поэтому принято всячески отговаривать нееврея, желающего стать евреем, от опрометчивого решения.

Семь заповедей сынов Ноя достаточно очевидны и вполне могут быть приняты любым разумным человеком, верным нормам элементарной морали. Такое принятие заповедей, разумеется, не будет иметь никакою религиозного значения. Поэтому важно, чтобы человек принял заповеди как волю Заповедующего.

Достаточно, чтобы человек просто принял твердое решение исполнять заповеди по воле Творца, но есть и процедура (необязательная) принятия заповедей перед еврейским судом, то есть перед тремя соблюдающими Тору евреями (желательно, раввинами или просто знатоками Закона). Текст декларации не кодифицирован и должен выглядеть примерно так:

«Я верю в Единого и Вечного Б-ra, Который сотворил мир и знает все обо всем сотворенном, вознаграждает за добрые дела и наказывает за злые, Который дал человечеству Закон, содержащий заповеди, обязательные для исполнения всеми людьми. Я принимаю на себя обязательство исполнять семь заповедей и все, что из них вытекает»..

 

Запись опубликована в рубрике: .