О даровании Торы («Шабат», 71-89)
«И вывел Моше народ к Г-споду из стана, и встали они под горой». Сказал р. Авдими, сын Хамы бен Хасы:
- Слова «встали под горой» означают, что поднял Всевышний над сынами Израиля гору, словно купол, и произнес: «Принимаете Тору – хорошо, а нет – здесь будет могила ваша!»
Заметил раби Аха бен Яаков:
- Но ведь это – сильный довод, чтобы опротестовать законы Торы (ведь они были приняты под угрозой)!
Рава возразил:
- Даже если и так, сыны Израиля вновь приняли Тору во дни Ахашвероша, ведь написано: «Подтвердили евреи и приняли на себя, и на потомков своих, и на всех, присоединившихся к ним...» То есть подтвердили то, что прежде уже приняли.
Сказал Хизкия:
- В чем смысл слов «с Небес Ты возвестил суд, земля устрашилась и успокоилась»? Если устрашилась – почему успокоилась, а если успокоилась – почему устрашилась? Сначала устрашилась, а потом успокоилась.
Почему устрашилась?
Последуем за толкованием Рейш-Лакиша:
- Написано: «И был вечер, и было утро – день этот шестой». Зачем слово «этот» при шестом дне? Всевышний сказал всем своим творениям: «Примет Израиль Тору именно в этот день, в шестой день месяца сиван – вам быть, а нет – верну все в хаос и пустоту!» Потому когда принял Израиль Тору, мир обрел покой.
И взял Книгу Завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: «Все, что сказал Г-сподь, исполним и услышим»
Раби Симай истолковал это так:
- Сыны Израиля обещали исполнить еще прежде, нежели услышат. Тотчас явились шестьсот тысяч ангелов служения и наградили каждого двумя коронами: одной – за «исполним», другой – за «услышим». Когда же согрешили сыны Израиля [поклонением золотому тельцу], спустились миллион двести тысяч ангелов разрушения и сорвали короны. Ибо сказано: «И сняли сыны Израиля украшения, [полученные ими] на горе Хорев».
. Сказал р. Хама б. р. Ханина:
- На горе Хорев получили и на горе Хорев лишились.
Сказал р. Йоханан:
- Все эти короны удостоился получить Моше, ведь тут же сказано: «И Моше взял сияние...».
Сказал Рейш-Лакиш:
- В будущем Всевышний вернет их нам. Ибо сказано: «И избавленные Г-сподом возвратятся и придут в Сион с ликованием, и радость вечная – на головах их...» – радость [корона], что от века на головах их.
Сказал р. Эльазар:
- Когда сыны Израиля обещали исполнить еще прежде, нежели услышат, раздался голос: «Кто открыл сынам моим тайну, известную лишь ангелам служения? Ведь написано: «Благословите Г-спода. ангелы Его... исполняющие слова Его, слушающие голос Его» – сначала «исполняющие», а потом «слушающие».
Сказал р. Хама б. р. Ханина:
- В чем смысл слов «как яблоня среди лесных деревьев, возлюбленный мой среди юношей»? Уподоблен Израиль яблоне, чтобы знал ты: так же, как яблоня зацветает раньше появления на ней листьев, так и сыны Израиля сначала сказали «исполним», а затем - «услышим».
Сказал Раве отступник:
- Опрометчивый народ, уста которого опередили уши, – все еще упорствуете вы в своем легкомыслии! Сначала надо было вам выслушать слова Б-ra и, если вам по силам, – принять, а если нет – отвергнуть. Ответил Рава:
- О нас, идущих по жизни бесхитростно, сказано: «Бесхитростность прямодушных поведет их прямо...», – а о тех, кем движет лукавство, сказано: «...лукавство коварных погубит их».
Учили наши наставники: унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, исполняющие из любви и счастливые в страданиях – о таких Писание говорит: «...любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!»
Сказал р. Йоханан:
- В чем смысл слов «Г-сподь молвит слово, провозвестниц его -великое воинство»? Всякое речение, исходящее из уст Всемогущего, зазвучит на семидесяти языках.
Так же учит школа р. Ишмаэля:
- «"Не подобно ли огню речение Мое и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?", – говорит Г-сподь». Как молот высекает множество искр, так и всякое речение, исходящее из уст Святого, благословен Он, звучит на семидесяти языках.
Сказал р. Иегошуа б. Леви:
- С каждым речением, исходящим из уст Святого, благословен Он, отлетали души сынов Израиля, ибо сказано: «Отлетела душа моя, когда Он говорил...» Если после первого речения отлетели души их, то как они могли услышать второе? Пролил Всевышний росу, что в конце времен оживит мертвых, и вернул их к жизни, ибо сказано: «Дождь благодатный проливал ты, Г-сподь, и если ослабевал удел Твой [Израиль] – укреплял его Ты».
И еще сказал р. Иегошуа б. Леви:
- Когда поднялся Моше на вершину, сказали ангелы служения Святому, благословен Он: «Владыка мира, что делает рожденный женщиной среди нас?» «Он пришел, чтобы получить Тору», – ответил Г-сподь. «Сокровище, что было спрятано Тобой за девятьсот семьдесят четыре поколения до сотворения мира, Ты хочешь отдать смертному?! Что такое человек, чтобы Ты помнил о нем, что такое сын человеческий, чтобы Ты вспоминал о нем!» – «Ответь им ты!» – повелел Святой, благословен Он, Моше. – «Владыка мира, боюсь я, как бы не сожгли они меня дыханием своим». – «Обхвати престол славы Моей и отвечай им! Ибо сказано: «Обхватил престол, и Г-сподь простер над ним облако свое». Сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира, сказано в Торе, которую Ты собираешься дать мне: "Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства"» – и обратился к ангелам: «Разве спускались вы в Египет, разве были рабами фараона? Так как же Тора может принадлежать вам?! И еще сказано в Торе: "Да не будет у тебя божеств иных". Разве вам приходится жить среди идолопоклонников? И еще сказано в Торе: "Помни день субботний, чтобы освящать его". Работаете ли вы, чтобы нуждаться в субботнем отдыхе? И еще сказано в Торе: "Не произноси Имя Г-спода всуе". Разве суета касается вас? И еще сказано в Торе: "Почитай своего отца и свою мать". Разве есть у вас родители? И еще сказано: "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не похищай". Разве у вас может быть ревность или злое побуждение?»
Немедленно согласились ангелы со Всевышним.