Продолжение нашей утренней темы

Продолжение нашей утренней темы.

Сомнение и несомненность. Интересная тема. С другой стороны, понятно, что если постоянно во всем сомневаться, то ты вообще ничего не можешь делать в жизни. Есть такое понятие «хазака», есть достаточно интересные обсуждения на эту тему.

Что значит хазака? Предположим, коэн (священник) пришел смотреть дом – появилась на нем язва или нет.

Если в домах появляется язва, приглашают коэна и коэн должен решить – этот дом кошерный или нет, чистый или нечистый.

Он заходит в дом, смотрит, где-то я читал об этом, потом он выходит из дома и тогда он должен объявить: чист дом или нет.

Этот промежуток времени, когда он выходит из дома, и кто-то задает вопрос, отсюда можно понять, как устроены мозги у людей хахамим (мудрецов Талмуда).

Кто-то задает вопрос: «А что если за этот период времени, что он вышел из дома, там уже нет язвы?» Предположим.

Можете себе такое представить? Кому-то это может прийти в голову? И на это дается ответ, что есть понятие хазака.

Хазака – это значит, что мы более-менее уверены, с большей или меньшей долей вероятности, что за эту секунду или две, что он вышел из дома, ничего не изменилось.

Но само то, что этот вопрос возникает, это просто показывает стиль мышления, что это как бы не само собой очевидно и что совершенно понятно, что невозможно действовать в мире, в этом материальном мире, если ты сомневаешься постоянно и во всем.

Поэтому, в частности, написано, что пусть мудрецы никогда не руководят какой-то реальной политикой. Этот совет еще в Талмуде существует. Для того чтобы заниматься реальной политикой, нужны совсем другие качества.

Я сегодня написал об этом, что Моше хорош в Бейт Мидраше, а на поле боя лучше Йеошуа, там нет таких сложностей.

Научить может только Моше, потому что иначе ученик выучится так, что вообще не знаю... Получается, что научить учиться – это значит научить сомневаться. Что значит учитель учит? Учит сомневаться. Учит не воспринимать что-то сказанное как данность.

Учит иметь альтернативную точку зрения. И то, что со стороны рав Ицхака… Это есть, оно существует, оно как бы в контексте. Беседер. Так устроены мозги.

Я как-то рассказывал, когда у рава хорошее настроение, то он задает каверзные вопросы.

Одним из каверзных вопросов был: «А может ли Ребе ошибаться?»

Это еще когда я снимал его уроки, но я еще был вполне себе хабадник, и услышав этот вопрос, я возмутился не то слово.

Все мои хабадские внутренности перевернулись и вывернулись. Я внутри себя подумал:

«Этот койфер, этот еретик, я больше не буду ходить к нему на уроки».

Но на самом деле я потом быстро успокоился. И это вопрос стал одним из краеугольных камней моего мировоззрения.

Т.е. ты идешь из Хабада, ты идешь из того, что Ребе никогда не ошибается. Для тебя это совершенная, первая и очевидная истина, что Ребе никогда не ошибается. И приходит твой учитель и разрушает тебе твою наивную веру. Интересно, а чего мы поругались? Сейчас я смотрю с этой точки зрения...

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , .