Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Довольно интересный вышел разговор о смерти философии и религии

Довольно интересный вышел разговор о смерти, философии и религии. Так ли следует убегать от страха смерти, и от страха вообще? Что предлагает религия и философия взамен? * Я хочу пару слов сказать про Розенцвайга. У меня есть книжка про него на иврите. Мне кажется, что тут есть какой-то важный момент, который он каким-то образом выделяет.

Кто-то написал какой-то текст по поводу философии Левинаса. Мне кажется, что он здесь говорит о чем-то интересном на первый взгляд.

Розенцвайг – это один из ведущих философов нового еврейского времени. Мне кажется, что тут есть что-то, что пересекается с нашими последними разговорами.

Смерть и философия.

Розенцвайг пишет, как известно, свое ключевое произведение на фронте во время Первой мировой войны на открытках. И оно начинается следующей фразой:

«От смерти, от страха перед смертью начинается любое познание михлоль». Кто такой михлоль? Цельность, тотальность.

«Успокоить страх перед смертью, убрать горечь от смерти. Это то, что философия пытается делать».

Из русского перевода: «О смерти. Со смерти, со страха смерти начинается любое познание всего».

Почему меня привлекла эта фраза? Потому что мы недавно обсуждали понятие «Кидуш Ашем», что поколение, которое входит в Эрец-Исраэль, Моше Рабейну ему заповедует заповедь «Кидуш Ашем», «Освящение Имени», т.е. готовность отдать жизнь за веру.

В том контексте, может быть, это готовность погибнуть на войне. В современном контексте, который есть, скажем так, в Тании, где тоже это называется основой веры, речь идет о потенциальной готовности.

Мне кажется, что есть определенная корреляция между этой идеей и основной философской идеей, как ее здесь называет Розенцвайг. Т.е. все начинается со страха смерти. Самая глубокая эмоция человека – это страх вообще и страх смерти в частности.

И от того, насколько он успешно преодолевает этот страх смерти, от этого зависит, насколько он становится человеком или наоборот, превращается в животное.

Интересно, что когда впервые появился у рава Ицхака Гинзбурга, одна из первых фраз, которую я услышал, это была: «Не бойся».

Т.е. как бы все вокруг этого. По-видимому, достоинство философов в том, что они называют это своими именами. Все мы, поскольку мы люди, на физическом уровне боимся. Но пока этот страх нами управляет, фактически мы остаемся животными. И дальше существуют какие-то способы убежать от этого страха. И это можно сравнивать. Розенцвайг говорит о том, что есть философский способ ухода от страха и есть религиозный способ ухода от страха.

Какой религиозный способ ухода от страха? Например, идея вечной души. Прекрасный способ. Опять же, в каком-то смысле заповедь «Кидуш Ашем» — это тоже нейтрализация этого базового чувства страха.

Просто поэтому меня привлекло, что все на самом деле движется страхом смерти. Конечно, это напоминает первые главы «Берешит», где человеку заявляется, что он смертен. Не знаю, какая-то тонкость в этом есть…

Наш телеграм: https://t.me/chassidus_ru Наш сайт: https://chassidus.ru/ Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman

Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4 Патрон: https://www.patreon.com/chassidus