Рав Кук, «Путь исправления».
"Когда человек хочет быть совершенным праведником, ему трудно быть баал тшува, ему трудно делать тшуву. Поэтому пусть лучше человек положит себе на сердце стремление быть баал тшува. Быть погруженным в идею тшувы и стремиться к ее реализации. И тогда его тшува поднимет его наверх до ступени законченных праведников и еще выше".
Т.е. как бы вопрос: к чему человек должен стремиться? Он стремится быть совершенным праведником или лучше стремиться быть баал тшува? Рав Кук говорит: ты стремись делать тшуву, тогда ты поднимешься еще даже выше, чем законченный праведник. А если ты будешь стремиться быть праведником, безошибочным праведником, то это тебя никуда не приведет.
"Человек, который постоянно испытывает боль за собственные грехи и грехи всего мира, должен постоянно прощать себе и всему миру. И тем самым он притягивает прощение и свет милости на все мироздание, радует Б-га и радует людей".
Парадоксальная идея, что человек должен не только чувствовать свою греховность, но также постоянно прощать себе и другим. Удивительно.
"Вначале нужно простить себе, после этого он продолжает прощать всему миру, и в ближнем быстрее, чем в дальнем, по ветвям, корням, со стороны его души, со стороны семьи и друзей, поколения, народа, мира и всех миров".
Интересно, откуда рав Кук это взял, откуда эта идея. Может быть, это как первосвященник, про которого сказано: «Искупит за себя и свою семью, и за весь народ Израиля». Возможно, что рав Кук берет эту же идею и говорит: в известном смысле это должна быть работа каждого человека. Не только видеть свои грехи.
Как-то обсуждали, что способность видеть свои грехи – для этого не надо быть религиозным. Это то, что называется функция совести. Или как мы вчера говорили, что наше эго находится в постоянном диалоге, внутреннем диалоге. И поэтому, парадоксальным образом, для того, чтобы обвинять себя, не нужен Б-г. Человек сам может себя обвинить, сжечь на костре. Для чего нужен Б-г? Б-г нужен для того, чтобы сказать: «Не трогай этого парня, оставь его в живых».
Получается, что желание принести в жертву Ицхака, вообще желание кого-то принести в жертву – это снизу. Сверху, скорее, «не трогай его, отпусти его, оставь его в живых». Может быть, эта логика. Т.е. коэн, первосвященник, если так понимать, что это может быть каждый человек, - это не только линия обвинения, но также линия прощения.