Просить самого Всевышнего.
Один из венгерских мудрецов, звали его Авраам Арье, в молодости учился в ешиве Хатам-сейфера в Пресбурге. Потом он стал одним из крупнейших хасидов Цанз. Внук реб Авраама Арье, который сегодня живет в Вильямсбурге, написал книжку о своем прадеде. В предисловии он рассказывает, каким образом тот стал Цанзским хасидом. Я очень люблю эту историю, и я хочу вам ее рассказать.
Когда реб Авраам Арье учился в Пресбурге, ему было 16 лет. И Хатам-сейфер увидел, что этот парень очень любит Шаббат. Шаббат – это для него все. Вы знаете, что Хатам-сейфер, а также его дети и внуки не были хасидами, но он не был против хасидизма. Наоборот, он был большой каббалист, он очень уважал цадиким, праведников, учеников Баал Шем Това. Тогда Хатамсейфер говорит этому парню: «Авраам Арье, я вижу, что тебе так нравится Шаббат. И послушай мой совет: если ты хочешь один раз увидеть, что такое настоящий Шабес, ты должен поехать в Цанз».
В Пресбурге Шаббат – это было только Тора, все время сидели и учились. Два часа перед зажиганием свечей уже все были одеты в субботние одежды, сидели в бет-мидраш и учились для того, чтобы принять Шаббат в святости и чистоте. Потом молились «Каббалат Шаббат», потом молились вечернюю молитву, потом кушали и снова возвращались за учебу. Кто-то учился целую ночь. На следующий день то же самое: молились, шахрес, кушали и снова учились. Короче, в Шаббат учатся 48 часов в сутки. Это был Пресбург.
И этот молодой Авраам Арье подумал, что если его рав говорит, что в Цанз Суббота еще лучше, наверное, там учатся еще больше. Наверное, учатся там 150 часов в минуту. И вот он приезжает в Цанз за 2 часа перед Шаббатом. И там балаган: один бежит туда, другой бежит сюда, кто-то ищет место, где можно спать, третий ищет еще чего-то. Как говорится, различие между небом и землей. «Как жаль, что я не остался в Пресбурге», - он думает. И вот каким-то образом он выживает во всем этом балагане перед Шаббатом. И все собираются в бет-мидраш, но не сразу молятся. Одни учатся, другие пытаются сосредоточиться, эти говорят «Тилим», а эти говорят «Каббалат Шаббат».
Короче, Каббалат Шаббат, встреча Субботу начинается только через 2 часа после зажигания свечей. И на это ему тоже трудно смотреть. Но, по крайней мере, молитва была на уровне. После молитвы садятся учиться «Барух Ашем», потому что тиш, застолье у ребе должно было начаться еще через 2 часа. Реб Авраам Арье берет Гемору, садится за стол.
Он видит, что так все себя ведут: берут Гемору, садятся. Он открывает Гемору и начинает учиться. Через несколько минут он поднимает голову и видит, что все сидят с закрытыми глазами перед закрытыми Геморами. «Они ненормальные, - он говорит, - сидеть напротив Геморы и не открывать». Но то их проблема, он продолжает учиться и время от времени оглядывается вокруг. Вдруг один хасид берет его Гемору, поднимает ее наверх и кричит: «Святой Шабес, сладкий Шабес»...