Мы продолжаем разбираться с Розенцвайгом

Мы продолжаем разбираться с Розенцвайгом. Мы идем по книге, которая называется «Верующий разум» буквально. Это такое академическое исследование.

Глава 2. Теория, начинающаяся от жизни.

Здесь красивый эпиграф: «Жизнь и смерть всегда перед тобой и выбери жизнь».

Архимедова точка философского мышления XX века.

Давайте я сделаю общий обзор вначале, что мы хотим.

Две с половиной тысячи лет человечество заблуждалось. Мой вывод, который я сделал вчера на фейсбуке, состоит в том, что иудейские заблуждения, христианские заблуждения и греческие заблуждения философские по сути ничем принципиально друг от друга не отличаются, потому просто их упаковали в соответствующие оболочки.

Мы говорили о том, что основой западной философии был идеализм. Идеализм начинается еще с древнегреческих философов. Потом, через несколько реинкарнаций, он приобрел свою окончательную форму, он приобрел гегельянство. Что говорит Гегель? Он это не изобретается, он берет это из классической греческой философии. Существует мир идей, и это настоящий мир, и существует мир их бледных копий. И это наш мир.

Т.е. настоящий мир там, наверху, а ненастоящий мир – это здесь, внизу, это мы, бледные копии тех самых идей, которые там. И поскольку мы копии, то, по большому счету, мы ничего не стоим. Копию можно стереть и напечатать заново, главное – чтоб был оригинал. Оригиналом является высшая идея. Вот как бы магистральное направление западной философии, достигшей своего пика развития в гегельянстве.

С чего начинает Розенцвайг? Розенцвайг говорит, что эта философия, во-первых, боится смерти, и поэтому вместо того, чтобы говорить о реальном мире, она говорит о каком-то идеальном мире. Второе, что, избавляясь от страха смерти, мы поняли, что наши бренные тела не имеют никакого значения и смысла, наши страдания бессмысленные и тоже не имеют смысла. Типа мы можем успокоиться, главное – душа, главное – разум, а он вечный, и все хорошо. Розенцвайг говорит: это не только не хорошо, это очень плохо.

Можно ли сказать, что самоубийство – это решение? Он говорит: классическая философия предлагает фактическое самоубийство. Т.е. этого мира нет, страданий нет, реальной жизни нет, есть только какие-то идеи. Розенцвайг называет это самоубийством, мы об этом читали в русском переводе.

Но если это самоубийство, то тогда что? Две с половиной тысячи лет философия шла по пути самоубийства. В конечном счете, этот путь привел нас к французской революции, русской революции, революции 1917 года, к фашизму, сталинизму, сегодня – к путинизму. Если самое главное – это идеал, идеалы могут отличаться. Есть идеал – забрать землю у богатых, отдать ее бедным…

Запись опубликована в рубрике: , . Метки: , , , , .