МОЛЕНИЕ О ДОЖДЕ
Однажды, когда приближался конец месяца Адар[1] и не было дождя, стали просить Хони Гамеагела:
— Помолись о дожде.
— Внесите со двора пасхальные очаги[2], дабы они не размокли, — сказал Хони.
Начал он молиться, но дождь не шел. Тогда он очертил круг и, стоя в середине, воззвал:
— Творец вселенной! Дети Твои обратились ко мне, как к возлюбленному Твоему сыну, — и вот поклялся я, что не сойду с этого места, прежде чем Ты не смилуешься над детьми Своими.
Стало слегка накрапывать.
— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали Хони ученики. — Сдается нам, что только для освобождения тебя от клятвы дождь едва-едва накрапывать начал.
— Не о том просил я, — возобновил молитву свою Хони, — о проливном дожде я прошу. Разразился ливень.
— Учитель! Опора жизни нашей! — сказали ученики. — Ливень весь мир грозит разрушить.
И воззвал Хони к Всевышнему:
— Не о том просил я. Молю Тебя: дождя благословенного и благодатного пошли нам, Господи!
Пошел дождь умеренный, но шел так долго, что вынужден был народ подняться на Храмовую Гору, умоляя Хони:
— Учитель! Ты молился о дожде; помолись, чтобы дождь наконец прекратился.
— Установлено запрещение, — сказал Хони, — творить молитву против излишнего обилия дара Божьего[3]. Тем не менее приведите вола для благодарственного жертвоприношения.
Привели вола. Возложил Хони руки на него и воззвал к Господу:
— Владыка вселенной! Народ Твой Израиль, из Египта выведенный Тобою, не в силах устоять ни против изобилия добра, ни против непосильных испытаний, — ни против Твоего гнева, ни против безграничной благости Твоей. Да будет же воля Твоя, чтобы прекратился дождь и наступила ясная погода.
И сразу подул ветер, рассеялись тучи, засияло солнце, и пошел народ грибы собирать.
По этому поводу патриарх р. Шимон бен Шетах велел сказать от его имени Хони:
— Не будь ты Хони Гамеагел, я подверг бы тебя строжайшему наказанию[4]. Но что поделаешь с тобою, если ты перед самим Господом нежишься, как избалованное дитя перед отцом, исполняющим все прихоти его:
"Поведи меня, отец, в теплой воде купаться".
Отец ведет его.
"Поведи меня купаться в холодной воде".
Ведет его.
"Дай мне орехов, миндалю, персиков, гранатовых яблок".
Дает ему.
Так и ты. И о тебе это сказано: "Отец твой возрадуется, и возликует родившая тебя" (Таанит, 23).
СОН ХОНИ ГАМЕАГЕЛА
Сказание р. Иоханана о Хони:
Всю жизнь тревожил праведника этого смысл стиха: "Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как в сновидении".
— "Возможно ли, — говорил он, — семьдесят лет[5] бродить во сне?" Однажды, находясь в пути, Хони увидел человека, занятого посадкою рожкового дерева.
— Через сколько времени принесет это дерево плоды? — спросил Хони.
— Через семьдесят лет.
— Но разве ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды с этого дерева?
На это человек тот ответил:
— Я застал на свете рожковые деревья; и вот, так же как предки мои взрастили деревья эти для меня, я взращу их для моих потомков.
Сел Хони поесть хлеба, и напал на него сон. Выступил утес и образовал вокруг него ограду.
Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева.
— Ты ли это, — спросил Хони, — тот самый, которым посажено это дерево?
— Дерево это, — ответил человек, — посажено моим дедом.
— Очевидно, — сказал себе Хони, — я проспал семьдесят лет. Взглянул он туда, где оставил свою ослицу, а там табуны целые. Направился Хони к своему жилищу.
— Дома ли, — спросил он, — сын Хони Гамеагела?
— Сына, — ответили ему, — уже нет на свете, а жив его внук.
— Я Хони Гамеагел, — заявил он.
Не поверили.
Пришел он в академию и слышит — ученые говорят:
— Это толкование так же ясно, как во времена Хони Гамеагела, который разъяснял всякий ученый вопрос, как только являлся в академию.
— Я и есть Хони Гамеагел, — заявил он ученым. Но и те не поверили и должного почета ему не оказали. Пал Хони духом, стал молить о милосердии Господнем. И принял Господь душу его.
По этому поводу говорил Рава:
— Правы люди, говоря: "Либо общение с людьми, либо смерти".
(Таанит, 23)
УЧЕНЫЕ И ПОДЕНЩИК
Аба-Хелкия был внуком Хони Гамеагела. Когда страна страдала от бездождия, законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием, и по его молитве шел дождь.
Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече, а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил. Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя.
Потом он сказал жене:
— Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу до;хдя. Пойдем поднимемся на кровлю и помолимся Господу, — быть может, смилуется Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло это.
Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться. Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена.
Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая:
— Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне?
— Нас послали просить тебя помолиться о дожде.
— Ну что ж, — ответил он, — благословен Господь, избавивший вас от нужды в молитве Аба-Хелкии.
На это они сказали:
— Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя, раби, объяснить непонятные для нас поступки твои:
— Почему не ответил ты на наше приветствие?
— Потому, — пояснил Аба-Хелкия, — что я нанят был на поденную работу и не вправе был отрываться от нее.
— Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом?
— Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров.
— Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья, обулся?
— На суше видно, что под ногами, а в воде не видно.
— Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды?
— Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь.
— Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе навстречу нарядной?
— Чтобы я не стал заглядываться на других женщин.
— Почему пошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти последними?
— Потому, что вы недостаточно знакомы мне.
— Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: "Садитесь и разделите со мною трапезу"?
— Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили меня напрасно.
— Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два?
— Старший остается дома, а младший ходит в школу.
— Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя жена?
— Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно утоляется. Я же подаю милостыню деньгами — и голод бедного не сейчас утоляется (Таанит, 23).
РАДИ МАЛЫХ СИХ
Ханан Ганехба был сыном дочери Хони Гамеагела. Когда стояло бездождие, ученые посылали к нему детей из школ, которые, бывало, тянут его за края одежды, крича: "Отец! Отец! Дай нам дождя!"
И Ханан взывал к Господу:
— Владыко вселенной! Сделай ради малых сих, не различающих между Отцом, посылающим дождь на землю, и отцом, не во власти которого посылать дождь (Таанит, 23).
[1] Период дождей.
[2] Глиняные.
[3] Дождь, как и роса, является сам по себе Божьим благословением.
[4] За злоупотребление силою молитвы и искушение Божьего милосердия.
[5] Период Вавилонского пленения.