Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина.
(Шир гаШирим Раба)
* * *
"Сверх того, что Экклезиаст был мудр, он еще учил народ знанию. Он все изучал, исследовал и много притчей составил".
Рав Нахман учил: "До Соломона Тора, источник мудрости и истины, представлялась людям в виде лабиринта со множеством входов и выходов, в которых невозможно было не заблудиться. Явился Соломон — и притча стала тем клубком ниток, с помощью которого люди стали свободно ходить по лабиринту Торы".
Раби Ханина говорил: "Был глубокий колодезь с превосходной, студеной водой, которою долгое время никто не пользовался, пока не нашелся человек, который, связав вместе несколько веревок, начал черпать воду из колодца, а за ним и другие стали черпать и пить. Так и Соломон: сказание за сказанием, притча за притчей — он достиг до сокровеннейших источников знания" (там же).
* * *
В одном городе поучали народ одновременно раби Абагу и рав Хия бар1 Аба. Рав Хию, который объяснял галаху (закон), вскоре все покинули и собрались вокруг раби Абагу, с увлечением слушая сказания и притчи. Покинутый слушателями, рав Хия пал духом. Видя это, раби Абагу обратился к нему со следующей притчей: "В одно место пришли два торговца: один продает драгоценные камни, другой — простые, но полезные предметы домашнего обихода. Не естественно ли, что у второго окажется несравненно больше покупателей, нежели у первого?"
(Сота, 40)
* * *
Велико было соперничество между галахистами и агадистами.
Раби Ицхака Нафха[1] пришли послушать рав Ами и рав Аси. Первый желал поучиться галахе, второй послушать агаду, и каждый просил о своем, не давая учителю приступить ни к той, ни к другой лекции.
По поводу этого раби Ицхак сказал: "Своим соперничеством вы поставили меня в положение человека средних лет, имеющего двух жен — молодую и старую: первая выщипывает у него седые волосы, чтобы он имел вид молодого, а вторая — темные волосы, чтобы он более походил на старика. В конце концов бедный человек остается лысым".
(Бава Кама, 60)
* * *
"До пределов вселенной слова их доходят". Это сказано о словах притчи (Тана д'вей Элиягу).
"Ты пьешь вино — кровь виноградных ягод". Подобно вину, притча влечет к себе сердце человеческое (Сифре).
* * *
"Освежите меня яблоками", — говорит Суламита в "Песне песней".
Читайте притчи: вкусом и ароматом плодам яблони подобны они.
* * *
Галаха — хлеб, агада — вино (Вайикра Раба, 1).
[1] Н а ф х а — кузнец.