ПИРАМИДА ИЗ ОРЕХОВ
Р. Тарфон подобен был сложенным в пирамиду орехам: тронешь один — все покатятся с шумом один за другим. Предложит ему, бывало, ученик один какой-нибудь вопрос — и р. Тарфон засыплет его изречениями из Торы, из Мишны, Галахи, Агады. И ученик выходит от него с богатым, благодатным запасом знания (Авот д'Раби Натан, гл. 18).
ПРИКЛЮЧЕНИЕ С СУШЕНЫМИ ФИГАМИ
[Р. Тарфон владел многими садами, которые он посещал очень редко, так что его же садовники зачастую и в лицо не знали его.]
Однажды был с ним такой случай:
Зашел он в один из своих садов, чтобы отведать там в сушильне винных ягод. За этим делом застал его садовник и, не узнав в нем хозяина, закричал:
— А-а! Вот он, тот самый, кто постоянно виноград здесь ворует! С этими словами избил р. Тарфона садовник своей дубинкой и, засунув его в мешок, потащил к реке топить.
Видя себя в такой опасности, начал р. Тарфон кричать из мешка:
— Заклинаю тебя, добрый человек, прежде чем утопить меня, ступай на дом к р. Тарфону и скажи, чтоб приготовили для него саван.
Услыша это и, догадавшись о роковой ошибке, упал садовник р. Тарфону в ноги, начал рвать на себе волосы и молить, заливаясь слезами:
— Прости меня, господин, прости меня!
— Успокойся, — сказал р. Тарфон. — Накажи меня Бог, если я не прощал тебе каждый удар по мере того, как ты наносил их мне.
(Иерушалми, Шв., гл. 4; Авот д'Раби Натан, гл. 25)
ПОКУПКА ПОМЕСТЬЯ
Рассказывают о р. Тарфоне, что, сравнительно со своим колоссальным богатством, он мало жертвовал в помощь бедным. Зная это, говорил ему однажды р. Акива:
— Имеются для продажи одно-два поместья. Не пожелаешь ли, чтоб я купил их для тебя?
— Хорошо, — отвечает р. Тарфон и тут же передает р. Акиве четыре тысячи золотых динариев.
Взял р. Акива и роздал эти деньги нуждающимся ученым. Через некоторое время встречает его р. Тарфон и спрашивает:
— А где находится поместье, которое ты взялся приобрести для меня?
Берет его р. Акива за руку и, приведя в школу, вызывает одного из учеников и велит ему читать из псалмов Давида. И когда ребенок дошел до стиха: "Широкой рукою раздавал он нищим; правда его пребывает во веки", — говорит р. Акива:
— Вот поместье, которое я приобрел для тебя.
Кинулся к нему р. Тарфон и говорит, обнимая и целуя его:
— Учитель мой! Наставник мой! Учитель — в Торе, наставник в жизни!
И много стал он давать р. Акиве на щедрую помощь бедным.
МАТЬ И СЫН
Вышла однажды в субботу мать р. Тарфона на прогулку по своему двору. Порвался у нее ремешок и свалился сандалий с ноги. Увидя это, р. Тарфон нагнулся, положил обе руки ей под ноги и, давая ей ступать по своим ладоням, довел ее таким образом до ее ложа в комнату.
После этого случая, когда р. Тарфон заболел и ученики пришли его проведать, подходит его мать и говорит:
— Помолитесь за моего сына. Вы не можете представить себе, какой он мне почет оказывает.
— Что же особенного, — спрашивают они, — сделал он для тебя? Рассказала она о случае с сандалием. А они говорят:
— Если бы он и в тысячи раз большие услуги тебе оказывал, оно и наполовину не составляло бы того почета, какой Тора повелевает оказывать родителям (Иерушалми, Пеа., 81).
РАДОСТЬ ВЕНЧАЛЬНАЯ
Был такой случай.
Мимо р. Тарфона, сидевшего в то время в кругу своих учеников, проходила бедная девушка-невеста. Увидя ее, р. Тарфон велел пригласить ее в дом, а жене и матери сказал:
— Поведите ее в купальню, умастите ее благовониями, оденьте в венчальное платье и с песнями и пляской отведите ее в дом ее суженого.
(Авот д'Раби Натан, гл. 4)