ГОРСТЬ РОЖКОВ
Каждый день раздавался Бат-Кол:
— Весь мир получает питание свое ради заслуг сына Моего Ханины, а сын Мой Ханина довольствуется горстью рожков от одной субботы до другой (Таанит, 24).
САМОПЕКУЩАЯ ПЕЧЬ
Каждый раз в канун субботы жена р. Ханины, стыдясь своей бедноты, клала в печь дымящуюся головню.
Была у нее злая соседка, и однажды в канун субботы она сказала себе:
— Знаю ведь я, что нет у них ничего. Пойду-ка погляжу, с чего это дым из трубы идет?
Пришла и начала стучать в дверь. От стыда за свою бедность жена р. Ханины скрылась в другую комнату. В это время произошло чудо: соседка, войдя, нашла печь полною хлебами, а квашню тестом.
— Послушай, послушай, — закричала она, — неси скорее лопату, — хлеб твой подгорает!
— Я за лопатой и пошла, — спокойно ответила жена р. Ханины.
(там же)
НОЖКА ЗОЛОТОГО СТОЛА
Говорит однажды р. Ханине жена его:
— Доколе будем жить в такой бедноте?
— Но что же делать?
— Помолись Богу и попроси дать нам что-нибудь из трех сокровищ, которые приуготованы для праведников в грядущей жизни.
Чтобы, по дыму из трубы, думали, что она субботние хлебы печет.
Помолился р. Ханина. Появилось подобие руки и бросила ему ножку от золотого стола. В ту ночь увидел р. Ханина во сне: сидят за райской трапезой праведники, каждый за золотым столом о трех ножках, а он с женою за столом о двух ножках.
Рассказал он жене о своем сне и спрашивает:
— Приятно ли тебе будет, когда все праведники будут сидеть каждый за столом о трех ножках, а у нашего стола одной ножки не будет доставать?
— Нет, нет! — заявила жена. — Помолись, чтоб взяли ее обратно.
Помолился р.Ханина — и ножка была взята обратно.
(Таанит, 25)
ЧУДО С КРОВЕЛЬНЫМИ БАЛКАМИ
Соседка р. Ханины строила себе домик, и потолочные балки оказались недостаточно длинными. Пришла она и рассказала о том р. Ханине.
— Как зовут тебя? — спросил р. Ханина.
— Эйху.
— Эйху, — сказал р. Ханина, — повелеваю, чтобы балки сделались достаточно длинными! Так и произошло. Пелеймо рассказывал:
— Я видел этот домик. Балки выступали на целую локоть с одного и с другого конца, и соседи мне говорили: "Это тот самый домик, балки которого удлинились по молитве р. Ханины бен Досы" (там же).
СКАЗКА О ЧУДЕСНЫХ КОЗАХ
Были у р. Ханины козы. Приходят соседи и говорят:
— Козы твои вред нам приносят.
— Если это правда, — отвечает р. Ханина, — то пусть медведи растерзают их, а если нет, пусть вечером каждая принесет медведя на своих рогах.
И вечером каждая коза принесла по медведю на своих рогах1'.
Откуда у бедного р. Ханины взялись козы?
По словам рав Пинхоса, дело было так:
— Однажды какой-то прохожий оставил у дверей р. Ханины нескольких кур и ушел. Найдя кур, жена р. Ханины приютила их у себя в доме, но муж запретил ей пользоваться яйцами от этих кур. Пошли цыплята, и кур расплодилось столько, что не оставалось свободного места в доме. Тогда они продали кур и купили коз.
Вскоре после этого явился хозяин кур и говорит своему товарищу:
— Вот в этом месте я оставил своих кур. Услыхал это р. Ханина и говорит:
— А можешь ли ты указать их приметы?
— Могу.
Указал тот человек приметы кур — и р. Ханина отдал ему коз.
(Таанит, 25)
ЧУДО С ГОРЯЩИМ УКСУСОМ
Однажды в канун субботы, уже в сумерках, р. Ханина застал свою дочь чем-то огорченною.
— Чем, — спросил он, — огорчена ты, дочь моя?
— Вместо сосуда с маслом я, по ошибке, взяла сосуд с уксусом и налила из него в лампаду.
— Не беда, дочь моя, — сказал р. Ханина, — Тот, Кто маслу повелел гореть, прикажет гореть и уксусу.
И лампада с уксусом горела весь субботний день, до тех пор, пока от нее же взяли огонь для Авдалы[1] (там же).
ЧУДЕСНЫЕ НОСИЛЬЩИКИ
Был с р. Ханиной такой случай:
Видя, как сограждане его отправляются в Иерусалим с разными приношениями, он стал жаловаться на свою судьбу:
— Все несут дары свои в Иерусалим, а мне и понести нечего.
Что же он надумал? Отправился на пустырь за город и, высмотрев там гранитную плиту, выломал ее, обтесал, отполировал — и решил:
— Беру на себя доставить этот камень в дар Святому граду,
Стал он искать носильщиков, встретил пятерых и спрашивает:
— Возьметесь ли доставить этот камень в Иерусалим?
— За пятьдесят сэла[2] доставим, — отвечают носильщики.
Р. Ханина готов был бы заплатить, но такой суммы у него не было.
Носильщики ушли.
Послал Господь пять ангелов в образе людей.
— Доставите ли вы камень этот в Иерусалим? — спросил р. Ханина.
— За пять сэла, — ответили они, — доставим, но только и ты хотя бы одной рукой, хотя бы одним пальцем подсоби нам.
Сделал так р. Ханина — и они мгновенно очутились в Иерусалиме. Обратился р. Ханина к носильщикам, чтобы отдать им плату, но их не стало.
Пришел р. Ханина в Синедрион и рассказал о случившемся.
— Не иначе, — сказали там, — как Ангелами Служения доставлен твой камень сюда (Когелет Раба, 1).
ЗМЕЯ
Появилось в одном месте чудовище-змея, искусавшая множество людей. Сказали об этом р. Ханине.
— Укажите мне ее нору, — сказал р. Ханина. Привели его туда. Наступил он ногою на отверстие норы. Поднялась змея, ужалила его — и упала мертвой.
Взял ее р. Ханина на плечо и принес в школу.
— Видите, дети мои, — сказал он ученикам, — не змея убивает, а грех.
По этому поводу сложилась поговорка:
— "Горе человеку, который наткнется на змею, и горе змее, которая попадется р. Ханине бен Досе" (Брахот, 33).
И ТВАРЬ БЕССЛОВЕСНАЯ
Однажды воры увели у р. Ханины осла, поставили его у себя во дворе на привязи и дали ему сена, ячменя и воды. Но осел стоял, не дотрагиваясь ни до корма, ни до воды.
— Не стоит, — решили воры, — и держать его дальше: того гляди, еще околеет и весь двор заразит.
Отвязали осла и прогнали. Поплелся бедный осел домой. Услышал крик его сын р. Ханины.
— Отец! Отец! — позвал он. — Похоже на крик нашего животного.
— Открой поскорее ворота, — откликнулся р. Ханина, — бедное животное давно умирает от голода.
Впустили осла во двор, дали ему сена, ячменя и воды, и он принялся есть и пить.
Правду говорят: "В старину безупречны были не только сами праведники, но даже их животные"[3] (Авот д'Раби Натан, 8).
ПОЩАЖЕН ИЛИ ОБРЕЧЕН
Про р. Ханину рассказывали, что, молясь за больных, он предсказывал, кому выздороветь, кому умереть.
На вопрос: как он это узнает, он отвечал:
— Если плавно течет моя молитва, это служит мне указанием, что больной пощажен, если нет — что он обречен (Брахот, 34).
МИНУТА В МИНУТУ
Однажды, когда заболел сын у рабан Гамлиеля, он послал двух ученых мужей к р. Ханине просить его помолиться о милости Господней. Увидав их, р. Ханина взошел в верхнюю горницу и углубился в молитву. Сойдя вниз, он сказал посланным р. Гамлиеля:
— Вы можете идти: жар у больного прекратился.
Записали они, точно отметив время, когда сказал это р. Ханина. А когда они возвратились и передали слова р. Ханины, р. Гамлиель заявил:
— Клянусь, что это произошло ни раньше, ни позже: в ту именно минуту жар у больного прекратился, и он попросил пить (там же).
СЛУГА И ВЕЛЬМОЖА
Еще случай был с р. Ханиной бен Досой.
Пришел он к р. Иоханану бен Заккаю поучиться божественной мудрости, а в то время у р. Иоханана заболел сын, и стал патриарх просить р. Ханину, говоря:
— Ханина, сын мой! Помолись о милости Господней к моему больному.
Низко, до самых колен, склонил голову р. Ханина и углубился в молитву.
Больной выздоровел.
— Если бы я, — сказал р. Иоханан жене, — хотя целый день просидел, поникнув головой до колен, молитва моя не была бы услышана.
— Но на столько разве Ханина достойнее тебя?
— Не в достоинстве дело. Но Ханина кротостью своей подобен слуге перед царем, а я и перед Господом стою как вельможа перед царем.
(там же)
Со смертью р. Ханины бен Досы не стало более людей деятельного благочестия (Сота, 49).
[1] Восковая свеча, зажигаемая на исходе субботы, праздника и поста Йом-Кипур при чтении молитвы того же названия.
[2] Древняя монета.
[3] Примером чего может служить осел р Ханины бен Досы, не дотронувшийся до корма, данного ему ворами