Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

133. Мораль не устоит без своего источника



§133/стр. 49

Мораль не устоит без своего источника,

а ее источником должен быть свет Божественной бесконечности (Ор Эйн Соф), после того как он будет «исправлен» посредством возникновения миров[1].

Но когда привычной в сердцах людей становится «мораль без своего Божественного источника», то она уменьшается и увядает[2].

Подобно тому, как мораль пришла в этот мир через Божественные каналы, также и всегда она будет питаться через них.

И поскольку способ связи человеческого мышления и чувства с Божественным светом, который неограничен и превыше всего, обязан быть разносторонним, то отличаются образы духовной жизни разных народов и сообществ[3].

Но связующая и объединяющая нить должна победить и пройти через все различия, ибо Бог — Один, и Имя Его — Едино[4].

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)




[1] Свет Божественной бесконечности сам по себе абсолютно совершенен, одна­ко для того, чтобы проявиться для нас в этом мире, он должен быть соответствую­щим образом «исправлен», и это «исправление» происходит посредством «появления миров», ибо только в таких мирах (и с помошью их) мы можем воспринимать этот свет. Иными словами, в некотором парадоксальном смысле путем «создания миров» свет Божественной бесконечности «продвигается», «развивается» и «улучшается» («исправляется»), но не «по отношению к Самому Себе» (в чем он не нуждается, т.к. абсолютно совершенен изначально), но «по отношению к нам», в том смысле, что мы теперь, с помошью этих миров, можем его воспринимать. Эта чрезвычайно ра­дикальная теологическая концепция рава Кука является одним из аспектов его «уно- мистики» — видения «единства Мироздания», согласно которому «этот мир» является интегральной компонентой «вечности», так что «бренность» является необходимой для реализации и проявления вечности, а вовсе не воспринимается «лишней», «ме­шающей» и т.п.

[2]   Иными словами, мораль, этика не только проистекает из связи с Богом, но и не может сушествовать без этой связи; если эта связь разрывается, то мораль на­чинает вянуть и уменьшаться. Отдельный человек может быть вполне этичным и моральным без связи с Богом; однако, если «нерелигиозная концепция морали» раз­рушает эту связь (и мораль начинает основываться на «очевидных представлениях о порядочности», на принципе «живи сам и давай жить другим», на «категорическом императиве» Канта и т.п. идеях), то в рамках жизни общества этика постепенно те­ряет свою «жизненную силу», блекнет и увядает, а затем становится неустойчивой и разрушается. Подобно тому, например, как если прекращают идти дожди, то дере­вья не сразу засыхают, некоторое время они еше зеленеют, и при «краткосрочном рассмотрении» может создаться впечатление, что «вот, смотрите, деревья живут и без дождя», — но долго так продолжаться не может, они вянут и умирают. (См. также гл. С-8, §8, 18.)

ный религиозный плюрализм рава Кука является одним из чрезвычайно существен­ных элементов его теологии.

[4] 4 Т.е. единство, проходящее через разные религиозные и духовные установки, должно превозмочь все различия, так как «Бог — Один, и Имя Его — Едино» (Захария 14:9). Иными словами, религиозный плюрализм рава Кука вовсе не является просто «признанием допустимости множественности подходов». Необходимое проявление этого единства в будущем («должна победить») сделает все разнообразие не набором различий, а одной единой картиной.

Завершающее замечание: В этом отрывке можно выделить три главные мысли:

1) (относительно обычную и повторяемую также и у других авторов) об «увядании морали, если она отрывается от Божественного источника»;

2)  (довольно радикальную) о том, что «бесконечный Божественный свет исправляется посредством возникновения миров»;

3)  (чрезвычайно радикальную) о неполноте любой ограниченной формализованной концепции и, как следствие, о религиозной необходимости плюрализма.

Вторая и третья идеи являются следствием подхода «уно-мистики» рава Кука.