Штика молчание

Штика, молчание.

Это урок по рав Шагару, который комментирует, фактически учит 6-е учение Ликутей Моаран. Мы начинали это учить. Был потом еще один урок, можно его посмотреть. Тшува на тшуву. Речь шла о том, что есть царская почесть и есть божественная почесть. Царские почести – это сфира малхут, и на уровне малхута человека, который хочет почестей, исследуют с увеличительным стеклом. Если находят какой-то недостаток, то об этом кричат в прессе.

А божественная почесть – это ступень бина, и там молчание. Если человек удостаивается божественной почести, то он удостаивается молчания. Никто не начинает разбираться с тем, что он делает. Это был первый вопрос.

Второй вопрос был о том, что царские почести – это значит, когда человек действует с точки зрения своих интересов, т.е. он управляется интересами. Божественная почесть – это когда человек действует во имя Всевышнего. Если человек способен делать лешем шамаим, то он удостаивается божественной почести. Это была вторая идея.

Третья идея была, что на нашем уровне мы, так или иначе, находимся на уровне царских почестей, т.е. нас интересует почет. И этот почет будет человеческим, земным, царским. Самое лучшее, что мы можем сделать, мы можем это признать.

Мы когда-то читали у рава Йегуды Амиталя. Ему уже было 80 лет, он был здесь главой иешивы Ар Эцьон. Он говорил: «Я люблю почет». Какой почет? Простой почет, человеческий почет.

Человек должен знать, что он находится на ступени алевай бейнони, хорошо, если средний. И на этой ступени нормально, что человек любит почет.

Дальше говорилось о том, что первая ступень тшувы (это называется «тшува на тшуву», все это учение называется «тшува на тшуву») – это даже не попытка исправить недостаток, а то, что называется хешбон нефеш, т.е. человек знает, что у него есть те или иные недостатки, он умеет вносить, что называется, коррективы на эти свои недостатки.

Мы говорили на одном из последних уроков о ицтадкут. Иц тад кут от слова «цадик». Ицтадкут – это самооправдание, это когда человек в упор не видит в себе проблем и считает себя образцом совершенства, чуть ли не цадиком. И это самая проблемная ситуация. Это была первая часть.

Штика, молчание.

Невозможно удостоиться этой почести (какой – божественной), но только с помощью тшувы. Что такое тшува, говорит Рабби Нахман? - Слышать свой позор (что кто-то тебя позорит, а ты молчишь) и промолчать.

Тшува – это услышать, как тебя позорят, и промолчать. В этом смысле больше, чем рав Ицхак, наверное, вряд ли кто-то сделал тшуву в нашем поколении, потому что его позорят направо и налево. Сейчас, конечно, меньше, но когда-то это было как красная тряпка для разного рода раввинов...

Запись опубликована в рубрике: .