Итак, мы закончили тем, что должно быть молчание. Молчание – это кэтэр, это корона, это внутренний покой, а не задушить в себе крик.
Речь идет про кавод, про уважение к человеку. Это плохо или это хорошо? На первый взгляд, это выражение очень известно у Рабби Нахмана, что чем больше почета Небес, чем меньше личного почета, тем лучше.
Но трудно понять это буквально. Я в свое время видел ответ Ребе, где он кому-то пишет (в письмах Ребе), что совершенно очевидно, что без самоуважения человек не может ничего достичь в жизни.
И значит, мы оказываемся в классической ситуации, когда на первый взгляд говорится одно, на первый взгляд Рабби Нахман говорит, что надо думать только о славе Всевышнего и как можно меньше думать о славе человека. Но я не знаю, как было 200 лет назад, а сегодня Ребе говорит: «Если ты не будешь иметь какое-то самоуважение, то ты ничего не добьешься в жизни». Как это согласуется с тем, что написано? Хороший вопрос. Поэтому очень любим говорить о трансляции традиции, т.е. надо понять – что реально, что нереально и как это все переводится на современный язык. Собственно, поэтому мы читаем Шагара, который берет традицию и пытается ее перевести на более-менее современный язык.
На самом деле то, что вот сейчас говорила Инга, это тоже классическая ситуация, что мир изменился, ситуация изменилась, жизнь изменилась, а обычай остался неизменным, и человек чувствует, что что-то здесь не так. Это классическая ситуация и в иудаизме, и в христианстве. Есть масса вещей, которые 10 лет назад работали, работают ли они сегодня и как – это то, что мы пытаемся понять на наших уроках.
Мы как-то говорили о том, что есть Рамбамовское выражение «Эта Тора не будет заменена». Или Ребе говорит: «Эта Тора вечна». Ребе очень любит говорить о вечности Торы. Мы когда-то говорили о том, что когда человек говорит, что Тора вечна, подтекст означает, что «я пришел изменить что-то, я просто не хочу вам рассказывать, насколько много я поменяю».
Мы говорили о том, что Ребе создал совершенно новую модель служения, совершенно новую модель общины, совершенно новую модель хасида, в хорошем и плохом смысле. При этом он прикрывался лозунгом, что Тора неизменна. Ребе также говорил о том, что предыдущий Ребе жив, и фактически все понимали, что он имеет в виду самого себя. Есть какие-то такие выражения, когда понимающему ясно, о чем идет речь, а непонимающему не ясно, о чем идет речь. Это одна из хитростей.
Он говорит: нельзя сказать, что самоуважение – это вообще плохо. Если считать, что чем я слабее, чем я беспомощнее, тем я богобоязненнее, это не так. Если я не реагирую, молчу, это молчание не происходит из слабости и не предназначено, чтобы поддержать слабость.
Интересный вопрос: что лучше – промолчать или ответить? Если я не могу достичь настоящего молчания, в истинном смысле, что лучше – промолчать искусственно или ответить? Хороший вопрос.