Не быть «средними».
Есть люди, которые принимают на себя, что всю свою жизнь они будут средними.
Средний по Тании. Не дай Бог ничего большего. Гаава, гордыня.
Такой человек исполняет то, что написано: «Не будь слишком большим цадиком. И не умудряйся слишком сильно».
Есть такое алахическое понятие, которое Хасидут Хабад очень любит. Называется «ребенок не слишком умный и не слишком глупый». Знаете, для чего это хорошо? Когда есть сафэк (сомнение), когда читают Тору и есть буква, которая чуть-чуть стерта, есть сомнения: или кошерный свиток и можно по нему читать, или нет и нельзя по нему читать. Говорится, что надо позвать тинок, ребенка, который не сильно умный и не сильно глупый. И тогда то, что он говорит, если он может понять, то значит, кошер.
Больше ничего от них не хорошо.
Так или иначе, он говорит: «Написано в Коэлет: «Не будь слишком праведным и не умудряйся».
И есть люди, которые думают, что это пшат, что надо это делать. Когда я был ребенком, говорили: что такое средний? Он не уходит от зла и не делает добра. Хороший вариант...
Другой вариант: средний – это не большой мудрец и не маленький глупец.
Есть люди, если проверять их знание по Талмуду, выясняется, что они не совсем безграмотные и не совсем грамотные. Нельзя сказать, что они совсем ничего не знают, потому что они все-таки что-то знают. И нельзя сказать, что они большие мудрецы, потому что в тот момент, что они начинают чувствовать, что Тора – это затрагивает их лично, они убегают от нее.
Т.е. я готов учить Тору, пока это не относится ко мне лично декламировать. Это люди, которые хотят быть средними.
С другой стороны, есть такие, которые не выбирают этот средний путь, лошадиный, но так получается, потому что действительно Всевышний дал им голову, но не сделал их гениями.
Так что не каждый человек вырастит на метр девяносто или будет весить 200 килограмм, так не каждый человек получает IQ 150, это, как говорится, зависит – что кому дано.
И тем не менее, с точки зрения Хасидут, каждый человек из Израиля рождается, чтобы не быть средним.
Может быть, его величие будет проявляться в каких-то других областях, не всегда это измеримо обычным образом. Например, есть люди, которые мудрецы Торы или бизнеса, или общественные деятели – средние или меньше.
Но когда они касаются какого-то растения, растение начинает расти. Это люди, у которых зеленые пальцы. Если они будут сажать помидоры в одном и том же горшке с другими людьми, у других людей это с трудом будет расти, а у них все вырастит и принесет плоды. Это талант.
Кстати, изначальное понятие «ам аарец», "народ земли", и где-то объясняется, что это значит, что они чувствуют землю, нюхают землю, они знают, в какой земле что сажать.
Они чувствуют, что и как надо сажать на земле. Рав говорит: это тоже талант, это тоже способность.
Я слышал, что есть какие-то еще странные способности в той или иной области. И мне было трудно поверить. Но проверили, и выяснилось, что действительно есть люди, обладающие особыми качествами в самых удивительных областях.
Так или иначе, что он говорит здесь? Не будь средним, не иди по среднему пути. Ставь цель, добивайся.
Это тшува месяца Элул. Где ты находишься, чем ты занимаешься?