Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 29 (5)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

והטעם
веhатаам
И это объясняется
почему шифлус и сломленное сердце, помогают удалить тимтум hалейв , и привести к тому, что достигнет физического видения Б-жественности,
לפי שבאמת אין שום ממשות כלל בס»א
лефи шебээмес эйн шум мамошус клол беситро охоро.
тем, что на самом деле сторона «ситра ахра» совершенно не субстанциональна.
שלכן נמשלה
шелохейн нимшело
По той же причине она сравнивается
«другая сторона»
לחשך שאין בו שום ממשות כלל וממילא נדחה
лехойшех, шеэйн бой шум мамошус клол, умимейло нидхо
с тьмой, которая совершенно не субстанциональна, и она сама собой отступает
тьма
מפני האור
мипней hо-ойр
при появлении света.
когда вносят свет в какое то место — тьма отталкивается сама собой, без того, чтобы была необходимость в войне, поскольку в существовании тьмы нет никакой реальности совершенно — и когда вносят свет, тьма отталкивается сама собой.
וכך
вехах
Точно так же и
также
הס»א אף שיש בה חיות הרבה להחיות כל בעלי חיים הטמאים ונפשות אומות עכו»ם וגם נפש הבהמית שבישראל כנ»ל
hаситро охоро, аф шейеш бо хайус hарбей, леhахйойс кол баалей хаим hатмейим венафшойс умойс hоойлом, вегам нефеш hабаhамис шебеИсроэл, кенизкор леэйл
«ситра ахра»: хотя есть в ней много жизненной силы для оживления всех нечистых животных и душ народов мира, а также и животной души евреев, как уже говорилось[1],
что все эти вещи получают свою жизненность от ситро охоро — следовательно, хотя есть в ситро охоро много хайус , чтобы давать жизнь всем этим вещам,
מ»מ הרי כל חיותה אינה מצד עצמה ח»ו אלא מצד הקדושה
микол мокойм, hарей кол хайусо эйно мицад ацмо, хас ве-шолом, эло мицад hакдушо,
– все же вся жизненная сила, что в ней, происходит не от нее, да сохранит Всевышний от подобного предположения, а от стороны Кдуша,
ибо, Святость дает жизнь всему, и также ситро охоро получает хайус от кдушо,
כנ»ל
кенизкор лэ-эйл
как уже говорилось.
ולכן היא
велохейн hи
Поэтому она
ситро охоро
בטלה לגמרי מפני הקדושה כביטול החשך מפני האור הגשמי
ботло легамрей мипней hакдушо, кебитул hа-хойшех мипней hо-ойр hагашми
совершенно ничто перед стороной Кдуша, как тьма – перед вещественным светом.
ибо, поскольку вся ее жизненность происходит из святости, она само собой самоустраняется перед святостью, и нет в ней никакой реальности совершенно.
רק שלגבי קדושת נפש האלקית שבאדם נתן לה הקב»ה רשות ויכולת להגביה עצמה כנגדה
рак, шелегабей кдушас нефеш hоЭлойкис шебеодом, носан ло hа-кодойш борух hу ршус вейехойлес леhагбиаh ацмо кенегдо
И только по отношению к Б-жественной душе человека дал ей Всевышний право и возможность возвышаться
напротив святости Б-жественной души, и это —
כדי שהאדם יתעורר להתגבר עליה
кдей шеhоодом йисойрейр леhисгабер олеhо
для того, чтобы человек побуждал себя пересиливать ее,
над ситро охоро
להשפילה ע»י שפלות ונמיכת רוחו ונבזה בעיניו נמאס
леhашпило ал йедей шифлус унмихус рухой, венивзэ беэйнов нимъос
унижать ее через скромность и смирение своего духа и отвращение к низкому,
посредством этого он принижает и делает омерзительной ситро охоро.
ובאתערותא דלתתא
увеисарусо дилсато
а пробуждение снизу
посредством пробуждения снизу, что человек пробуждается чтобы принизить ситро охоро,
אתערותא דלעילא
исарусо дилейло
вызывает пробуждение сверху,
происходит пробуждение также Свыше, чтобы опустить и унизить ситро охоро,
לקיים מ»ש משם אורידך נאם ה’
лекайейм ма шенеэмар «мишом ойридейх неум Гашем»
чтобы исполнить написанное: «Оттуда тебя низведу, слово Всевышнего»[Овадья, 1:4],
ситро охоро, пытающуюся возвысить себя и сокрыть Б-жественность и Святость;
דהיינו שמסירה מממשלתה ויכלתה ומסלק ממנה הכח ורשות שנתן לה להגביה עצמה נגד אור קדושת נפש האלקית
дэhайну: шемейсиро мимемшалто вейехолто, умесалейк мимэно hакойах уршус шеносан ло леhагбиаh ацмо негед ойр кдушас нефеш hоЭлойкис
то есть лишить ее власти и мощи и отнять у нее ту силу и то право, какие ей дал Всевышний, чтобы она возвышала себя по отношению к свету святости Б-жественной души,
ואזי
веазай
и тогда
когда забирают от ситро охоро силу и право выступать против Святости,
ממילא
мимейло
она сама собой
она
בטילה ונדחית כביטול החשך
бтейло венидхейс, кебитул hахойшех
уничтожится и отступит, как тьма
само собой
מפני אור הגשמי.
мипней ойр hагашми
от вещественного света.
таким образом, посредством того, что он принижает себя и сламливает свое сердце — само собой забирается сила от ситро охоро, скрывать и мешать Б-жественной душе в ее служении Вс-вышнему.
וכמו שמצינו דבר זה מפורש בתורה גבי מרגלים שמתחלה אמרו כי חזק הוא ממנו אל תקרי ממנו כו’
ухмой шемоцину довор зэ мефойрош батойро, габей мераглим: шемитхило омру «ки хозок hу мимену», ал тикрей мимену хулей,
И, как мы видим, это прямо сказано в Торе о посланных разведать Страну Израиля. Сначала они сказали: «Ибо он сильнее нас [мимену] и т. д.». И следует читать не «нас», а «Его»[Арахин, 15а], [так же, как мимену].
наши мудрецы объясняют, что разведчики имели в виду не только «чем мы», но также «чем Он» — сильнее самого Вс-вышнего, кивйохол
שלא האמינו ביכולת ה’
шелой hээмину бейехойлес Гашем
Они не поверили в силу Всевышнего.
ввести их в Эрец Исроэл
ואח»כ חזרו ואמרו הננו ועלינו וגו’
веахар ках хозру веомру «hинейну веолину» ве-гоймер
А позднее сказали: «Вот мы готовы взойти и т. д.»[Бемидбар, 14:40].
в Эрец Исроэл, как сказал им Вс-вышний.
ומאין חזרה ובאה להם האמונה ביכולת ה’
умейаин хозро увоо лоhем hоэмуно бейехойлес Гавайе?
Откуда снова появилась у них вера в силу Всевышнего?
сказать, что они готовы идти в Эрец Исроэл, хотя изначально они не верили, что это выполнимо
הרי לא הראה להם משרע»ה שום אות ומופת על זה בנתיים
hарей лой hэръо лоhем Мойше рабейну олов hашолом шум ойс умойфес ал зэ бейнтаим
Ведь Моше Рабейну, мир ему, не показал им за это время никакого знамения или чуда.
которые могли бы привести их к вере в силу Вс-вышнего,
רק שאמ’ להם איך שקצף ה’ עליהם ונשבע שלא להביאם אל הארץ
рак, шеомар лоhем, эйх шекоцаф Гашем алейhем, венишба шелой леhавиом эл hо-орец
Он только сказал им, как сильно гневается на них Всевышний, и поклялся, что не приведет их в Страну Израиля.
ומה הועיל זה להם אם לא היו מאמינים ביכולת ה’ ח»ו לכבוש ל»א מלכי’
ума hойил зэ лоhем, им лой hойу мааминим бейехойлес Гашем хас ве-шолом, лихбойш ламед алеф млохим
Как могло это на них повлиять, если они не верили, что Всевышний может, да сохранит Он от подобного сомнения, покорить тридцать одного короля[2],
которые управляли тогда Эрец Исроэл,
ומפני זה לא רצו כלל ליכנס לארץ
умипней зэ лой роцу клол ликонейс лоорец?
и оттого не хотели войти в Страну Израиля?
אלא ודאי מפני שישראל עצמן הם מאמינים בני מאמינים
эло вадай, мипней шеИсроэл ацмон hейм «мааминим бней мааминим»,
И несомненно, что, так как сами евреи – верующие и потомки верующих,
они сами всегда верят в Вс-вышнего, поскольку они дети верующих отцов; и даже тогда когда они сказали «он сильнее Него» — верили — со стороны своих душ — во Вс-вышнего и в Его силу привести их в Эрец Исроэл,
רק שהס»א
рак, шеситро охоро,
и только «ситра ахра»,
которая из животной души,
המלובשת בגופם הגביה עצמה על אור קדושת נפשם האלקית בגסות רוחה וגבהות’ בחוצפה בלי טעם ודעת
hамелубешес бе-гуфом, hигбиаh ацмо ал ойр кдушас нафшом hоЭлойкис, бегасус рухо увегавhусо, бехуцпо бли таам водаас
облеченная в их теле, возносит себя над светом святости их Б-жественной души в грубодушии своем и самовозвеличивании и наглости беспричинной и неразумной,
что это привело их к тому, чтобы сказать «ибо он сильнее Него».
ולכן מיד שקצף ה’ עליהם והרעים בקול רעש ורוגז
велохейн, мийад шекоцаф Гашем алейhем, веhиръим бекойл рааш веройгез
потому, как только Всевышний разгневался на посланцев Моше и поднял голос громко и гневно:
когда Он сказал:
עד מתי לעדה הרעה הזאת וגו’ במדבר הזה יפלו פגריכם וגו’ אני ה’ דברתי אם לא זאת אעשה לכל העדה הרעה הזאת וגו’
«ад мосай лоэйдо hороо hа-зойс» ве-гоймер, «бамидбор hазэ йиплу пигрейхем», «ани Гашем дибарти им лой зойс ээсе ле-хол hоэйдо hороо hа-зойс» ве-гоймер,
«Доколе этой злой общине… в пустыне сей их трупы падут… Я, Всевышний, изрек: непременно сделаю так всей этой злой общине и т. д.»[3],
что все это — слова тяжелые и строгие,
וכששמעו דברים קשים אלו נכנע ונשבר לבם בקרבם כדכתיב ויתאבלו העם מאד וממילא נפלה הס»א מממשלתה וגבהותה וגסות רוחה
укшешомъу дворим кошим эйлу — нихно венишбор либом бекирбом, кидихсив: «вайисаблу hоом меойд», умимейло нофло hаситро охоро мимемшалто вегавгусо вегасус рухо
сердце их покорилось и сокрушилось в них, услышав эти суровые слова, как сказано: «скорбел народ весьма»[Бемидбар, 14:39]. И [тогда] «ситра ахра» сама собой потеряла свою власть, и гордость, и грубость духа.
וישראל עצמן
веЙисроэйл ацмон
А сами евреи
со стороны их душ,
הם
hейм
ведь
מאמינים
мааминим
верующие.
они изначально верили в силу Вс-вышнего, и поэтому они сказали, что они готовы идти в Эрец Исроэл, хотя все еще не происходило с ними никакого чуда и знамения, которое могло бы повлиять на них, чтобы они поверить в это; требовалось только опустить и принизить ситро охоро — и их вера раскрылась. И так это в каждом человеке: когда свет души не светит в его теле — это из-за высоты и наглости ситро охоро, которая возвышает себя напротив Б-жественной души. И посредством того, что он ломает свое сердце — он ломает ситро охоро, и свет души светит в нем.
ומזה יכול ללמוד כל אדם שנופלים לו במחשבתו ספיקות על אמונה כי הם דברי רוח הס»א לבדה
умизэ йохойл лилмойд кол одом, шенойфлим лой бемахшавтой сфейкойс ал эмуно: ки hейм диврей руах hаситро охоро левадо —
Из этого следует, что каждый, у кого появляются в мысли сомнения в вере, может сделать вывод, что [все] это только пустые слова стороны «ситра ахра»,
это ситро охоро пробуждает в нем мысли сомнений в вере,
המגביה עצמה על נפשו
hамагбиаh ацмо ал нафшой
возносящейся над его душой,
Б-жественную
אבל ישראל עצמן
авол Исроэл ацмон —
а сами евреи –
со стороны их душ
הם מאמינים כו’
hейм мааминим кулей
верующие и т. д.
сыновья верующих, и нет у них никаких сомнений в вере.
וגם הס»א עצמה
вегам hаситро охоро ацмо
И у самой стороны «ситра ахра»
корень животной души
אין לה ספיקות כלל באמונה
эйн ло сфейкойс клол беэмуно
также нет совершенно сомнений в вере,
как мы учили в главе 22, что духовные клипойс, не одевающиеся в тело, не отрицают Вс-вышнего,
רק שניתן לה
рак, шенитон ло
ей только дано
ситро охоро
רשות לבלבל האדם בדברי שקר ומרמה
ршус левалбейл hоодом бедиврей шекер умирмо
право пугать человека ложными, обманными словами,
для того чтобы
להרבות שכרו
леhарбойс схорой
дабы увеличивать его вознаграждение,
и посредством того, что человек не позволит спутать его, и повести его в пропасть — он получит больше награду.
כפיתויי הזונה לבן המלך בשקר ומרמה ברשות המלך כמ»ש בזה»ק:
кефитуйей hазойно левен hамелех бешекер умирмо, биршус hамелех, кмой шекосув безойhар hакодойш
подобно блуднице, соблазняющей королевского сына ложью и обманом с позволения короля, как говорится в священной книге «Зогар».
пример царя, который нанимает блудницу, которая пытается совратить его сына, и отклонить его от прямого пути, но намерение царя при этом: чтобы раскрыть мудрость царского сына, что он не дает повести его по пути, ведущему в пропасть. Блудница также не хочет, в действительности, чтобы царский сын послушал ее, ибо она хочет исполнить волю царя. Также и в нимшол: «ситро охоро» сама не хочет чтобы человек слушал ее голос, и делал зло. Это только миссия, возложенная на нее, чтобы попробовать обмануть человека, для того, чтобы он получил больше награду, когда не послушает ее. Но это так на уровне ситро охоро, которая служит «корнем» для животной души и йецер горо — у нее нет никаких сомнений в вере, и она не хочет, чтобы человек споткнулся через нее. Но когда животная душа и дурное начало находятся в теле — это это истинное зло, намерение которого — отклонить человека от прямого пути. В примере это, когда блудница, которую нанял царь, назначает вместо себя для этого другую блудницу, а вторая — назначает третью, и т.д., вплоть до того, что последняя теряет полностью истинное намерение царя, и она действительно имеет в виду обмануть и сбить с пути царского сына. По крайней мере — все сомнения в вере не приходят от самого еврея, и сыны Израиля со стороны их душ — они все верующие сыны верующих. В связи с сказанным в этой главе, что «человек» у праведников — это Б-жественная душа, и вся их жизненность, также их тела — это от Б-жественной души — интересно добавить, что от духовного наслаждения Б-жественностью может добавиться жир в теле человека. Приводится на это, что от того, что цадик рабби Нахум из Чернобыля отвечал «омейн йегей шмей рабо» — он растолстел. Эти слова доставляли ему так много наслаждения и энергии, что его материальное тело стало толстым от этого.



[1] См. выше, гл. 6 (Шамир)
[2] См. Йегошуа, гл. 12 (Шамир)
[3] Бемидбар, 14:27-35 (Шамир)