Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гисваадус Второй день Рош аШоно

Вов

И идея в этом:

в притяжении Свыше — есть гамшохо[1], которая имеет отношение к мирам, что ее идея — восполнить все недостатки, дэй махсойрой[2], и есть гамшохо, которая выше, чем миры, что ее идея — не только восполнение недостатка, но способом «дай веhойсер[3]«, что это есть идея аширус[4], способом бли гвул[5], как духовные аспекты, так и материальные.

И это есть новость служения в Йом Тов Рош аШоно, который приходится на шабос, относительно гамшохо сама по себе, — что посредством такого служения притягивается дополнительный свет, аспект аширус.

И это достигается посредством служения делать широкие сосуды — hархев пихо[6], т.е. не только псах пихо[7] (дэй махсойрой), но hархев пихо (аширус), и посредством этого гамшохо она способом «воамалэйhу[8]«, — бесконечно, не только в духовности, но и в материальности,

включая и в особенности, — в отношении здоровья тела, что «быть телу здоровым и цельным — из путей Вс-вышнего это», т.е., что в «пути Вс-вышнего» — «вешомру дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот[9]» — включается также «быть телу здоровым и цельным».

И понятно, что когда есть ситуация, когда врачи поднимают руки и т.д., отчаиваются — это не имеет значения.

И как известна история о Цемах Цедеке, что однажды пришел к нему человек, что врачи от него отчаялись, и сказал ему Цемах Цедек: сказано «верапой йерапей[10]«, «отсюда, что дано право врачу лечить», и т.е., что Тора дала ему право лечить, но когда он не лечит, и только поднимает руки, отчаивается, — тогда он опускается с своего величия (эр верт ойс махер), и становится как простой человек, и само собой, его мнение не имеет никакого значения вопросах лечения.

И это есть хидуш[11] в служении — притянуть бесконечную гамшохо во все вещи, как в материальности так и в духовности, для каждого и каждого в соответствии с корнем его души, и если недостаточно гамшохо, которая со стороны корня его души, тогда есть способ у хасидим — связаться с носи а-дойр, с Ребе, что у него есть все аспекты в совершенстве и во множестве, и таким образом, что «ты обязан обогатить его», и от него притягиваются все аспекты в совершенстве и во множестве.

Заин

И в этом вопросе есть особое достоинство в Рош аШоно:

И сначала — что говорилось на предыдущем hисваадус, что в вопросе лечения есть два способа: алеф) излечить больной орган. Однако, таким способом, несмотря на то, что излечился больной орган, это не доказывает, что излечилась также причина, что болезнь — это следствие ее; бейс) излечить причину и корень болезни, и само собой исправляются все аспекты

И в отношении нашего вопроса:

Объясняется в хасидизме смысл называния Рош аШоно, а не «начало года», -поскольку это «рош» всего года, от которого притягивается жизненность на весь год, подобно голове в теле человека, что от нее притягивается хайус во все органы, и также как этот орган существует сам по себе, он получает свою жизненность от головы.

И из этого понятно, что когда исправляют эту вещь в «Рош аШоно», то это касается и воздействует на весь год целиком.

И поскольку мы все еще находимся в Рош аШоно, поскольку это все еще перед маарив[12] и hавдоло[13], и поэтому должны сказать в биркас амозон[14] «йаалэ вейовой[15]«, «бейойм азикоройн азэ, бейойм тойв микро койдеш азэ[16]«,- то, когда сделают сейчас то, что должны сделать в Рош аШоно, добьются посредством этого притяжения на весь год целиком.

И хотя осталось мало времени — но, поскольку это «рош», всей «общности», поэтому не важно аспект количества, но — аспект качества, и само собой, все, что должны были достичь в течение всех сорока восьми часов Рош аШоно, — если не достигли этого в совершенстве — могут восполнить это сейчас — «бешаато хадо увериг’о хадо[17]«, и как объясняется в хасидус, что «шаато хадо» это значит один поворот[18] («эйн кер»), и это может быть в один момент.

Т,е.: в этот момент должен каждый добиться у себя, чтобы подчинить свою волю Вс-вышнему, и посредством аспекта «батейл рцойнхо мипней рцойной[19]«, тогда «йеватейль (Вс-вышний) рцойн ахейрим мипней рцойнхо[20]«, и «рцойн ахейрим» т.е., существование и ограничения природы, включая также слова врачей, что когда врачи отчаиваются и т.д.,- то на это нет у них права, и само собой, возвращается лечение к Вс-вышнему, что «йишлах дворой вейирпоэйм[21]«, и тогда лечение происходит скоро — «ад мhейро йоруц дворой[22]«.

***

Хес

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур очень ценил (геhалтн) «кицурим[23]«.

Еще при жизни его отца — Ребе Рашаба, он сделал множество кицурим на мааморим и книги хасидизма, как кицурим на книгу Шаарей Ойро, и подобно этому есть еще кицурим, которые не были напечатаны. И также после этого, он очеь хотел, чтобы делали кицурим на его маамарим.

И причина этого — поскольку со стороны арихус hоиньон[24] можно заменить основное и второстепенное, и второстепенное на основное, или вообще не знать, что есть основное и что есть второстепенное; но когда есть «кицур», в нескольких словах или в нескольких строках, тогда видят основную идею, и не отклоняются от дороги направо и т.д..

И так это также в открытой Торе — как объясняет Квойд Кдушас Адмур Рашаб в контросе Эц Хаим, в идее порядка изучения открытой Торы, что основная учеба должна быть леасукей шмайто алибо дэhилхесо[25], ибо «hалаха» — это «кицур» и «тамцис» всей длинной дискуссии.

И идея «кицурим» в Торе — касается также поведения еврея в мире:

И сначала — что «смотрел в Тору и творил мир», ибо Тора она в аспекте «дифтероойс упинкесоойс[26]«, что посредством них Вс-вышний сотворил мир, и те., что когда смотрел в Тору и видел, что написано в ней «йеhи ойр[27]«, тогда он сказал эти слова «йеhи ойр», и посредством этого «вайhи ойр[28]«.

И подобно этому в отношении поведения еврея — что все аспекты, которые относятся к его поведению — написаны в Торе, и он должен взять это из Торы, но, для того, чтобы он не потерял центральную идею со стороны длительности объяснения — есть кицурим; Мишна, Гморо и т.д., Шулхан Орух, вплоть до Кицур Шулхан Орух и кицур от кицура, что посредством этого может каждый и каждый взять из Торы путь своего поведения.

(и завершил Квойд Кдушас Адмур Шлита:)

Кицур и центральная идея всех сорока восьми часов Рош аШоно — это две точки -точка внизу и точка Свыше.

Точка внизу — что еврей подчиняет себя Вс-вышнему с каболас ол[29] со стороны идеи малхус; и точка Свыше — то, что Вс-выший подчиняет себя, кивйохол[30], сынам Израиля, и говорит, «веносати гишмейхем беитом[31]…», и все, что говорится в главе.


[1] Притяжение (Б-жественности)

[2] «По мере нужды его, чего недостает ему» (Дворим 15, 8)

[3] Достаточно, и еще избыточно

[4] Богатство

[5] Бесконечность; безграничность

[6] «Широко раскрой рот свой» (Тегилим 81, 11)

[7] Открой уста свои

[8] «И Я наполню его.» (Тегилим 81, 11)

[9] «И будут хранить путь Вс-вышнего, творя милость и суд» (Вайейро 18, 19)

[10] «Излечить излечит» (Мишпотим 21, 19)

[11] Новость, обновление

[12] Вечерняя молитва

[13] Молитва, разделяющая между субботой и буднями

[14] Благословение после еды

[15] «Да поднимется и придет» (вставка в молитву на праздники)

[16] «В этот день памяти, в этот день праздника святого собрания» (из молитвы Рош аШоно)

[17] В один момент и в одну секунду

[18] Ср. «Вайиша Гавайе эл Гевел» — «И повернулся Вс-вышний к Гевелю» (Берейшис 4, 4)

[19] «Устраняй свою волю перед Его волей» (Пиркей Авот 2, 4)

[20] «»Устранит (Вс-вышний) волю других перед твоей волей»» (Пиркей Авот гл. 2, 4)

[21] «Послал Он слово Свое, и исцелил их» (Тегилим 107, 20)

[22] «Быстро бежит слово Его.» (Тегилим 147, 15)

[23] Сокращения

[24] Подробности объяснения

[25] Изучать трактат в соответствии с галахой

[26] Чертежи и планы

[27] «Да будет свет» (Берейшис 1, 3)

[28] «И был свет» (Берейшис 1, 3)

[29] Принятие ига (Небесного Царства)

[30] Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)

[31] «Я дам ваши дожди в свое время» (Вайикро 26, 4)