Заметки на полях урока «Шовевим»

Перевожу[1] урок рава по маамару Алтер Ребе на Шовевим. Тема там - геула, и почему основным знаком избавления были слова "пакод пакадти" («я вспомнил о вас»).

Избавление не как награда за те или иные заслуги, а как результат пробуждения беспричинной любви Вс-вышнего к Израилю

Алтер Ребе объясняет, что это геула, которая приходит не как награда за заслуги, а как следствие беспричинной любви Вс-вышнего к Израилю.

"Спрашивают у Вс-вышнего - за что ты любишь Израиль? - Вс-вышний отвечает: я не знаю сам..."

Какое служение пробуждает такую беспричинную любовь? - Алтер Ребе называет это гаагуа и реута дэлиба. Сердце и разум погружены в "таавот" (страсти), в погоню за наслаждениями. Но есть во мне что-то, что выше, чем сердце и разум, есть какая то "наклонность сердца", какая-то "тоска" по Высшему. И эта "тоска" пробуждает любовь Вс-вышнего и приводит избавление из Мицраим.

***

Рав, кажется, впервые смог меня убедить, что геула, приходящая не в "заслугу за" — например, в заслугу тшувы - это выше, чем геула "в заслугу за".

Т.е., понятно, что мы должны сделать все что мы можем, чтобы приблизить к вере еще одного еврея и т.д.

Но при этом наш главный знак это "пакод пакадти" — ощущение, что избавление приходит не как "результат" моей работы, а в чистом виде итарута дилейла, пробуждение Свыше, безо всякой видимой причины.

*

Собственно, у Ребе очень много сихот на тему, что уже сделали тшуву, и уже начистили пуговицы и т.д. - я никогда их не понимал. Как можно говорить, что сделали тшуву, если не сделали тшуву?!

Этот маамар дает ответ. Ты должен смотреть на себя, как будто у тебя нет никакой заслуги быть избавленным. Ибо эта "гаагуа", эта "наклонность сердца" - это вообще не твое, не за твои заслуги, это подарок Свыше в чистом виде...

«Пароль» Исхода

"Пароль" избавления из Египетского рабства это "пакод пакадти". "Пкида" означает "вспомнить". Вс-вышний говорит еврейскому народу "Я вспомнил о Вас и о том, что делается вам". Но "пкида" имеет также еще один смысл. Пкида означает соитие. Мужчина "покед" свою жену. Это смысл слова "пкида".

Возможно, здесь можно увидеть некоторый общий концепт соотношения мира и его Творца. Мир - это женское начало. Б-г - Творец - мужское начало. Мир, как "жаждущая земля", как земля, жаждущая дождя, жаждущая "маин дхурин" («мужские воды»), как объясняется, что это "хасадим". Мир ждет от Б-га милости. Мир светский ждет от мира религиозного милости, вод милосердия.

*

Исход из Мицраим, исход из безверия к вере, это "пкида", это "муж", возвращающий покинутую "жену" (не случайно именно с этого сюжета - "И пошел человек из дома Леви и взял дочь Леви" - начинается Избавление) , это раскрытие Б-жественной милости и жалости к миру, не обусловленной никакими заслугами и не ограниченной никакими условиями.

*

Этот "пароль" передавался сынами Израиля из поколения в поколение. Избавление прийдет как "пкида". Не как награда за те или иные заслуги, как как раскрытие бесконечной и безусловной Б-жественной милости даже к самому законченному грешнику.

По-видимому, для этого нужен где-то Моше. Кто-то должен спросить у Вс-вышнего "пароль" от сети...

*

Я еще раз хочу повторить, что "благая весть" религиозного мира миру светскому должна быть милость и жалость. Это вся логика соотношения высшего и нижнего, трех-первых и семи-нижних, мохин и мидот и т.д.

«Загадка» маамара Алтер Ребе

Я продолжаю работать над переводом последнего урока рава (24 тевета). Тут есть какой-то "кесем", какой то "фокус", как говорит рав.

Тематика - все мои мысли и эмоции полны зла и интересов. Я пал так низко, что ниже быть не может. Но у меня есть какая-то загадочная "реута делиба", которая, в общем, вообще не моя, а подарок Свыше.

И? И что? Т.е., какой эффект подобные мысли могут принести? Какого результата рассчитывает добиться Алтер Ребе (это маамар Алтер Ребе, с комментариями рава) подобными идеями?

Тут, наверное, основная фишка.

Собственно, Алтер Ребе объясняет дальше, что подобный настрой мысли должен привести к чувству беспричинной любви к Б-гу, и пробудить, в свою очередь, подобную же любовь Свыше. И это есть "пакод пакадти", это есть Исход, это есть геула.

На что это похоже? Как ребенок, которого наказывает отец. Ребенку больно, но наказание пробуждает в нем любовь.

По-видимому, обратное тоже верно. В семьях, где детей вообще не наказывают, в семьях, где детям разрешается все - дети вырастают и становятся чужими.

Как обычно, здесь есть тонкая грань, где это наказание пробуждает любовь, а где вызовет протест и восстание.

Превратить падение в подъем

В сущности, тема этого маамара, это как превратить "нфила" в "нифла", как превратить падение в подьем. Даже (или даже особенно) падая, человек может задуматься о милости Вс-вышнего. И тогда падение превратится в подъем.

Служение баал тшува — только со стороны раскрытия сущности души

Так или иначе, основной "ворт" этого маамара Алтер Ребе, и интерпретации рава - баал тшува - у него мозги и сердце безнадежно повреждены, полны страстей и интересов. Единственный способ, как баал тшува (и особенно, тот, кто нарушил пгам-а-брит - там это открытым текстом) может служить Вс-вышнему - это со стороны его эцем а-нешама. Ты не можешь служить Вс-вышнему со стороны "гилуим" (раскрытых сил души). Но ты можешь служить Вс-вышнему со стороны сущности своей души. Вот основной ворт там. И этот ворт легко найти во множестве сихот Ребе.

*

И поэтому, когда баал тшува пытается стать на путь служения, основанного на "гилуим" - религиозных с детства - он неминуемо падает. Вот, наверное, суть. Только после того, как он разбудил заново свой эцем (сущность, глубину над-сознания), после этого имеет смысл заниматься гилуим (раскрытыми силами души, разум и эмоции).

Каким образом разбудить эцем, сущность? Рав говорит: однозначно, это не тшува. Поэтому "тшува не помогает на пгам а-брит". Требуется что-то принципиально иное.

Как разбудить сердце?

Ребе Рашаб рекомендует учить хсидус. Алтер Ребе рекомендует думать о том, что у меня есть реута дэлиба. Я думаю, что суть не в этом, а что требуется каким-то образом достучаться до эцем, разбудить его, привлечь в это мертвое тело новую жизнь. Дальше тогда можно соблюдать заповеди, и иметь радость и веселье от исполнения заповедей.

Еще раз - ничего принципиально нового здесь нет (кроме того, что на пгам брит вообще невозможно сделать тшуву. Но можно что-то еще...). Все это говориться в книге Тания гл. 17. Что "настоящие грешники" не могут начать служить Вс-вышнему, не сделав сначала тшуву как положено. Другими словами, не разбудив свое сердце.

А как разбудить сердце? Для этого нужен иткашрут к праведнику, и молитва, и тшува и очень много сьята дишмая (помощи Небес), чтобы в один прекрасный день сердце вдруг проснулось и заработало... А заповеди? Заповеди даны живым людям, а не мертвецам. Пока человек мертв ("грешники называются мертвыми") какой смысл делать идурим (устрожения и «украшения») в заповедях?

**

Или так: религиозному с детства "есть за что" любить Вс-вышнего. И Вс-вышнему "есть за что" любить его. Но оттуда не может прийти геула.

Баал тшуве "не за что" и "нечем" любить Вс-вышнего. И Вс-вышнему "не за что" любить его. Но здесь есть пакод пакадти.

Очевидно, что речь не идет о баал тшуве, который ловит кайф от своих авейрот (грехов). Но о баал тшуве, который пытается вырваться из Мицраим, но падает снова и снова. Эти "нефилот" (падения) превращаются в "нифлаот" (чудеса)

«Б-г Авраама»

Так или иначе, из дальнейшего ясно, что чем ниже ты падаешь, тем большую любовь к Вс-вышнему ты способен в себе пробудить. Этот аспект называется "Б-г Авраама". И эта любовь - баал тшувы, который пал так низко, что ниже уже некуда - пробуждает ответную, такую же беспричинную любовь Вс-вышнего. И это называется "пкида", и в этом суть Исхода.

Таким образом, баал тшува предназначен, все его падения и ошибки предназначены только для одного: пробудить беспричинную любовь к Вс-вышнему в моем сердце, и эта любовь вызовет такую же любовь Свыше ко мне.

Вот суть служения баал тшув и исправления пгам-а-брит. Очень важный урок, объясняющий, что требуется от баал тшувы. Великая любовь, вот что требуется. И это есть "тикун", и ради этого все задумано изначально... И рав Ицхак Гинзбург, да продлятся годы его, требуется, чтобы расшифровать этот маамар Алтер Ребе - без этой расшифровки там вообще мало что понятно.

Чтобы привести избавление, требуется что-то еще, не тшува

Тахлис, рав говорит - в самом конце урока - что раньше можно было делать тшуву "по Тании", и по "рейшис хохма". Но сейчас, если мы хотим привести избавление - требуется нечто совсем другое, совсем другое служение.

Что этот урок мне напомнил? То, что Ребе сказал "уже сделали тшуву". Что здесь рав говорит? Чтобы привести мошиаха, нужно не тшува, нужно что-то еще. В точности, как для тикун абрит нужно не тшува, а что-то еще.

Я бы сказал, что это действительно объясняет, что Ребе сказал.

Есть кто-то еще в нашем поколении, кто может так объяснить слова Ребе?

У меня есть «гаагуа»? Слишком хорошо, чтобы быть правдой…

Алтер Ребе говорит, и рав объясняет, что, "ок, у тебя нет ни любви ни страха перед Б-гом. Но по крайней мере у тебя есть "гаагуа", longing, ностальгия по чему-то. И это что-то и есть Б-г. И типа, этого достаточно, и это даже тикун и т.д."

**

Как бы это сказать? Слишком хорошо, чтобы быть правдой..

Весь этот друш он на фоне недельной главы. В недельной главе сказано "и не слушали Моше из за краткости духа и тяжести рабства"..

Я бы сказал, что этот маамар говорит: парень, у тебя есть "гаагуа" постарайся его найти. Если найдешь, то все твои нефилот превратятся в нифлаот..

Первая забота баал тшува — чтобы его душа не умерла окончательно…

Так или иначе, на практике это означает то что говорит рабби Нахман, что первая забота баал тшува это чтобы его душа не умерла окончательно. А хумрот в этом мало помогают. Другими словами, основными заповедями для баал тшувы должны быть те, которые зажигают и согревают его душу. И смотреть чтобы этот огонь не погас окончательно..

«Перек» на одной ноге

Одна из самых удивительных вещей которую делает рав в этом уроке 24 тевета - он в двух словах излагает концепцию "перек бааводат аШем".. Я пытался читать раньше, но мне и в голову не приходило что это основной ворт. Основной "ворт" - слова рава: "не удивляйся!" Ты упал? Не удивляйся! Вот весь "перек" на одной ноге!

А вот то, что ты удивляешься, «как же я мог» и проч. Или «как же он мог» и проч - вот над этим есть с чем работать...

Одна моя корреспондентка написала мне недавно, «а вы знаете ученики рава Гинзбурга таакооое наделали»! Я не знаю, что они там наделали. Я знаю, что рав говорит: ты зашел в этот клуб? - Первое правило - не удивляйся! Ни себе ни другим. В аводат аШем много сюрпризов. Как приятных, так и не очень. Поэтому - не удивляйся...

Кстати, есть очень похожий ворт Алтер Ребе на эту тему.

Нефилот это нифлаот?

Что такое «нфилот это нифлаот» («падения это чудеса») я все равно не понимаю. Я понимаю, что тут есть служение совершенно свободное от страха «а что мне за это будет». Но все равно не понимаю

**

Апдейт после субботы.

Всю субботу крутилась эта мысль в голове. По сути, падение "разбивает" твой ложный имидж, сталкивая тебя с тобой реальным, тобой, как ты есть на самом деле. В этом смысле, это самое лучшее, что может произойти с человеком - это когда он падает и стукается лбом об стенку...

Есть ли еще что-то?

Есть. Основная проблема личности по системе рава (и хасидут и каббалы вообще) это "гаава", высокомерие. Бывает высокомерие явное, бывает скрытое, трудно обнаруживаемое. Падение разбивает прежде всего гаава, твое "большое Я", которое ты так тщательно сконструировал и охраняешь. Вдруг на какой то момент ты превращаешься в простого смертного. И, о чудо, оказывается, в состоянии "простого смертного" где-то, куда приятнее функционировать, чем в состоянии "жителя олимпа".

Т.е, твоя гаава мешает тебе почувствовать, какой энергией любви наполнен этот мир. Ты падаешь.. и в этот момент падения ты вдруг ощущаешь бесконечную любовь, в разнообразных проявлениях. Просто, люди вокруг вдруг начинают тебе улыбаться...

В этом смысле нфила (падение) это нифла (чудо). При условии, очевидно, что человек не пытается оправдываться или валить вину на окружающих/обстоятельства/Творца

Подходит такое объяснение?

«Все мозги и все сердце только зло целый день»

Больше всего в последнюю субботу я думал об этой фразе из урока: "все мозги и все сердце только зло весь день". Не обязательно зло. Достаточно "интерес". Все мозги и все сердце только интерес целый день. Что я с этого буду иметь? Или чем мне это угрожает? Собственно, из Тании достаточно очевидно что именно это Алтер Реье и называет злом. "Легармайу" значит "из интереса". Интересно, что это даже не клипат нога. Интерес это гимел клипот. Три совершенно нечистых оболочки.

Собственно, тут идея шифлут начинает приобретать смысл.

Как мне убрать этот фактор "интереса"?

Гаава, по большому счету (есть урок рава на эту тему, есть на русском) это "магиа ли". Положено мне. Обязаны мне. Это, собственно суть гаава. "Высокомерие" это не точно. "Положено мне" это куда точнее.

Способен ли шифлут убрать этот фактор? — Возможно, способен сократить. Убрать это совсем другое. Шифлут - это "мне ничего не положено". Это определение из урока рава.

*

На мой взгляд, центральное место в нашей психике играет страх. "Я не могу без этого". "У меня не хватит денег на оплату жилья" и т.д. На самом деле, не очень понятно, как это коррелируется с шифлут. Я понимаю, что мне может "не положено" какие то "мотарот", чего то сверх. Но жилье, одежда и питание? Как-то не очень связывается с шифлут.

Связан ли страх с гаава? Означает ли "положено мне", что "я не могу без этого жить"?

В свое время у меня была теория что закрытые макифим (результат пгам или травмы) вызывают такую "озабоченность" своим физическим существованием. Т.е. "умершие" макифим транслируют человеку, что он, в сущности, мертв. И тогда нижние уровни сознания начинают яростно бороться за выживание. Можно ли это называть "гаава"? Вряд ли. Это скорее рептильный рефлекс.

Тогда где ключ? Мне больше верится, что пробуждение веры, радла или еще выше это точ о реально что-то меняет.

Также "интерес" означает, что я не вижу человека, я вижу точку, а не человека. Эти контакты с другим это тоже, как я всю свое время выучил, скорее всего функции высших ступеней сознания, макифим.

Разум и эмоции это только я. Другой человек, община, нация - это высшие уровни над сознания

«Вс-вышний пользуется только разбитыми сосудами»

Известная цитата из Зоара: "Вс-вышний пользуется только разбитыми сосудами". Может быть "швират келим" ("разбиение сосудов", первичный акт творения) было именно для этого? Может быть "разбиение сосудов" в жизни каждого из нас, все наши трудности, все наши падения и т.д. (помните - нефила это нифла?) это как раз для этого? Падение превращает человека в "разбитый сосуд". Но именно этот "разбитый сосуд" это то, что требуется Вс-вышнему...

Говорят, где-то в Японии есть такое искусство - делают вазы из осколков....



[1] Это урок рава на 24 тевет, йорцайт Алтер Ребе.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .